Posted 27 апреля 2019, 05:27
Published 27 апреля 2019, 05:27
Modified 17 октября 2022, 16:36
Updated 17 октября 2022, 16:36
Информацию о сложном финансовом положении на ЮУПК подтвердили 56orb.ru в министерстве труда и занятости Оренбургской области. Предприятие с начала года фактически простаивает, часть коллектива распущена по домам с сохранением 2/3 заработка.
Как сообщает RIA56, 500 человек персонала (а это практически весь коллектив) планируют сократить там с 1 июля.
Между тем в августе прошлого года ЮУПК торжественно объявило о старте строительства на площадке в Оренбургском районе крупного завода по переработке углеводородного сырья. Мощность будущего предприятия должна была составить 1,5 млн. тонн в год, численность персонала предполагалась до 300 человек, а первую продукцию планировали отгрузить уже в 2021 году. На запуске стройплощадки присутствовали бывший губернатор области Юрий Берг, главный бенефициар предприятия Рашид Сардаров и представители Республики Казахстан.
Но, судя по всему, планам уже не суждено сбыться. Как сообщают сами работники, частично смонтированное оборудование с площадки разбирают и увозят в неизвестном направлении.
Эксперты, между тем, предполагают, что такая ситуация на ЮУПК стала следствием грандиозного скандала, который разразился в "Газпроме" в начале этого года. Напомним, что именно тогда, прямо в зале заседаний Совета Федерации был арестован сенатор от Карачаево-Черкессии Рауф Арашуков, и - чуть позже - его отец Рауль Арашуков. Им вменяют хищение порядка 10 миллиардов рублей из структур российского газового гиганта.
Любопытно, что Арашуков-старший работал в должности советника гендиректора "Газпром межрегионгаза" Кирилла Селезнева. Сам Селезнев был назначен на эту должность в 2003 году.
Случайно или нет, но именно с 2003 года ЮУПК в Оренбуржье стала ключевым звеном в цепочке, связывающей Карачаганакское газоконденсатное месторождение Казахстана и "Газпром добычу Оренбург" (ГДО).
Ещё с советских времён наш Газзавод перерабатывает казахстанское сырьё на своих мощностях, это не секрет. С распадом СССР и установлением рыночных отношений между казахстанским государственным газовым предприятием "КазМунайГаз" и российским "Газпромом" поставки сырья шли уже на основании коммерческих контрактов.
Но, как пишет "Новая газета", если до 2003 года действовали прямые договорные отношения между казахстанским предприятием и ГДО, то с 2003 года основным поставщиком нестабильного газового конденсата с Карачаганака становится именно ЮУПК. В среднем эта компания заводила на Газзавод по миллиону тонн в год давальческого сырья, выступая в том числе и как оконечное звено в цепочке посредников.
Внятных ответов, а почему, собственно, Газзавод перестал напрямую получать углеводороды на переработку, как раньше, и зачем потребовался посредник, журналисты "Новой газеты" не услышали.
Эксперты полагают так же, что Рашид Сардаров планировал построить завод и перерабатывать газовый конденсат, не отдавая его на Газзавод, зарабатывая тем самым не только на транспортно-посреднических услугах. Этот факт косвенно подтверждает и расчётная мощность предприятия - 1,5 млн. тонн в год, в то время как в пиковом 2008 году ЮУПК поставил на Газзавод максимальное количество конденсата за последние 10 лет - почти 1,4 млн. тонн.
Но ситуация в "Газпроме" резко изменилась - аресты Арашуковых стали лишь поводом для масштабных "перетрясок" в газовом гиганте, поиске сомнительных посреднических и финансовых схем, фирм-"прокладок" и прочих нарушений.
12 апреля этого года был уволен со своей должности уже упоминавшийся выше топ-менеджер "Газпрома" Кирилл Селезнев. И - опять-таки совпадение? - через неделю после этого людей на ЮУПК стали информировать о грядущем сокращении.
В руководстве Южно-Уральской промышленной компании и не скрывают, что проект завода испытывает трудности с реализацией, так как есть проблемы с получением сырья для переработки. Проще говоря, перерабатывать-то нечего.
А это опять-таки означает, что ЮУПК, скорее всего, исключается из цепочки посредников и поставщиков конденсата из Казахстана в Оренбург. Иные же источники сырья в области найти будет крайне сложно: добыча газа на Оренбургском газоконденсатном месторождении падает, и продукции не хватает даже Газзаводу, чтобы загрузить все его мощности. "Лишние" переработчики - точно не нужны.