Posted 21 мая 2018,, 12:08

Published 21 мая 2018,, 12:08

Modified 17 сентября 2023,, 06:20

Updated 17 сентября 2023,, 06:20

Жизнь по талонам. Карточная система СССР, похоже, ничему не научила власть

21 мая 2018, 12:08
Тема возможного введения в нашей стране продуктовых карточек не сходит с экранов и газетных страниц. С её помощью чиновники планируют спасти малоимущих от голода и решить проблему бедности.

О проекте продуктовых талонов мы уже рассказывали ранее - участниками социального эксперимента могут стать более 22 миллионов малоимущих в России. Но у тех, кто пережил 80-е и 90-е, ещё свежи в памяти истории о том, как работала талонная система в позднем СССР. И к чему в итоге привели все эти "карточные" эксперименты.

Вспомнить всё

Социальные сети и блогеры откровенно ёрничают над "светлой идеей" чиновников ввести продовольственные карточки. Как минимум, все, кто хочет "вернуться назад в СССР", будут довольны — можно будет ходить в магазины с карточками и получать по ним сахар и водку. "Что самое интересное — фанаты СССР любят рассказывать, что, мол, карточная система появилась уже в "проклятые девяностые", когда "проклятые либералы и Мишка-меченый довели страну до ручки", - рассказывает неутомимый исследователь советских реалий Максим Мирович в материале "Новых Известий".

- Разумеется, это неправда, и лучше всего об этом говорят исторические факты: карточная система распределения в том или ином виде существовала всю историю СССР, а то, что было в восьмидесятые-девяностые, просто лучше запомнилось, так как произошло при жизни нынешних поколений. Итак, в сегодняшнем посте мы посмотрим, как в СССР питались по карточкам, узнаем, с чего это началось, и подумаем, что со всем этим делать.

В стране победившей революции

Люди, не интересующиеся темой, не слышали об этом, но самые первые продуктовые карточки появились в России не во времена перестройки и даже не во времена Второй мировой войны, а больше ста лет назад — весной 1916 года. К этому времени Российская империя была уже сильно истощена войной как психологически, так и экономически: в стране начался продовольственный кризис и была введена карточная система. В частности, существовали талоны на сахар, так как сахаропроизводящие заводы Польши оказались в зоне боевых действий.

После переворота 1917-го карточная система накрыла всю страну — талоны и "спецпайки", кстати, на долгих 75 лет стали настоящим символом коммунизма. В отдельных районах страны по талонам распределялся даже хлеб, и продолжалось так до 1921 года. В 1921 году начался НЭП, страна вздохнула немного свободнее, и карточки отменили. Однако с приходом к власти Иосифа Сталина НЭП был свёрнут и карточная система была введена снова — товаров на всех попросту не хватало.

Помимо, собственно, карточной системы, при "великом вожде" существовали также нормы отпуска товаров в одни руки, так, к примеру, с апреля 1940 года один покупатель мог купить не более 1 килограмма мяса и не более 0,5 килограмма колбасы. Напомню, что в 1940 году со времен переворота прошло уже 23 года, но страна, как видите, так и не стала жить по-человечески.

Во времена Второй мировой войны стало, как вы понимаете, ещё хуже — карточное распределение стало ещё строже, а тому, кто потерял свои талоны на продукты, грозила буквально голодная смерть — об этом замечательно рассказал Кир Булычёв в фантастическом рассказе "Можно попросить Нину?", он сам в годы войны жил в переулке Сивцев Вражек в Москве и испытал всё это на собственной шкуре.

Когда и почему в СССР жили без карточек?

В 1947 году карточная система была отменена, но товарные ограничения в том или ном виде остались: к примеру, советский гражданин не мог просто прийти в магазин и купить автомобиль — для этого было нужно, во-первых, отстоять "очередь", затем нужно было заплатить большую сумму денег собственно за покупку автомобиля, и в третьих, нужно было ещё получить некое "разрешение" на приобретение автомобиля у местных органов власти.

Про это мало кто слышал, но такие "разрешения" действительно существовали, как минимум в шестидесятые годы. Карточек не существовало в 1970-е годы, во времена правления Брежнева — и с тех пор многие фанаты СССР считают это время "золотыми годами Союза".

Почему в то время не было карточек? В семидесятые годы цены на нефть пошли вверх, и за счет экспорта нефти и получения валюты СССР смог закупать множество импортных товаров. В центральных универмагах крупных городов можно было купить джинсы FUZZ и кассеты BASF производства ФРГ, в стране повсеместно начали появляться пресловутые "румынские стенки" и немецкие туфли "Salamander" (прозванные попросту "саламандрами"), а также множество других импортных товаров, купленных за валютную выручку.

Фактически это и был тот самый загадочный «золотой век СССР» — высокие цены на нефть дали возможность хоть чем-то наполнить магазинные полки. В эти годы руководством СССР была сделана фатальная ошибка: вместо того, чтобы за полученную валюту организовать у самих себя подобные производства, СССР тратил деньги на товары — и с закатом высоких цен на нефть, а также с увеличением расходов (к примеру, на войну в Афганистане) советская экономика медленно и верно начала приближаться к своему концу.

Возвращение талонов «по просьбам трудящихся»

Талоны начали появляться снова не «в девяностые годы», как любят рассказывать фанаты СССР, а уже в конце семидесятых — дефицит нарастал, и в некоторых регионах ещё при Брежневе были введены талоны на мясо, сливочное масло и сахар.

Дальше было только хуже — «талонизация» охватывала всё новые и новые группы товаров. Что самое интересное, далеко не везде эти бумажные штуки назывались "талонами". Местная власть часто импровизировала и называла их, например, "карточка покупателя", "заказ" или даже "приглашение на получение". Разумеется, всё это было сплошным лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого никуда не приглашал и не просил никаких карточек, просто таким образом маскировалась система ограниченного распределения товаров.

В восьмидесятые годы по талонам часто распределяли мясо, колбасу и относительно хорошее сливочное масло — в свободной продаже был только дешевый, вредный и вонючий маргарин. Позже список товаров по талонам расширился: к ним добавился сахар (он стал дефицитом из-за повсеместного самогоноварения) и практически любой алкоголь — в месяц на одного взрослого человека полагалась 1 бутылка водки и 2 бутылки вина. Алкоголь покупали буквально все, даже непьющие — он был отличной валютой и платой за услуги.

Что случилось в девяностые

Проблемы с плановой советской экономикой всё нарастали — "ручное распределение" не работало, товаров на всех не хватало, повсеместно процветал черный рынок и целые подпольные фабрики. Пик распределения по талонам пришелся на начало 1990-х годов, когда, собственно, СССР и поставил кеды в угол, приказав всем долго жить. Затем талоны сохранялись примерно ещё в течение двух лет, так как экономика не могла быстро перейти на нормальные рельсы (кстати, в эти же годы ещё продолжали ходить советские рубли). Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны.

Однако, как становится понятно, распределение товаров по талонам в начале девяностых — это лишь хвост кометы, голова которой прячется в далёком 1917 году. Примерно к 1993 году, когда люди окончательно прогнали советских номенклатурщиков, сидевших на распределении, и когда в полную силу заработал свободный рынок и конкуренция, талоны сошли на нет. И так бывает всегда и везде, где государство не вмешивается в экономические процессы, — как-то всё само собой налаживается. Наверное, просто потому, что люди в целом не такие уж плохие и беспомощные, как их представляют себе коммунисты.

Что же касается попытки внедрить социальные талоны в сегодняшней России, то большинство экспертов уверены: власть наступает на те же грабли, что и сто лет назад. Карточки - это суррогат, попытка не решить проблему в корне, а замаскировать её. Главная же причина того, что снова век спустя встаёт вопрос о необходимости распределения товаров и услуг, - это чудовищная бедность населения, причём населения работающего, а не только ведущего асоциальный образ жизни.

И бороться нужно прежде всего с этой первопричиной. Никакие талоны и карточки не будут нужны, если у рабочего человека будет достойная зарплата, у пенсионера - пенсия, у инвалида - пособие. Они тогда просто пойдут в магазин и купят всё необходимое, а не будут обивать пороги собесов и льготных спецмагазинов.

А вот кому на самом деле выгодны талоны и карточки, так это многочисленной чиновничьей братии. Тем, кто потратит бюджетные деньги на выпуск карт, на их учёт и обслуживание, на создание программного обеспечения и ведение баз данных. Это будет выгодно и магазинам, которые по такой продуктовой карте наверняка начнут задирать цены на элементарные продукты. А что? Льготнику всё равно, не деньгами же платит. Бизнесмену же - прибыль, так как казна с ним втридорога рассчитается.

Но самое главное - всё это, как верно описал Михаил Мирович, мы уже проходили.

Так неужели опять?

А вы считаете разумной вернуть карточно-распределительную систему?
"