Posted 21 марта 2018,, 07:14

Published 21 марта 2018,, 07:14

Modified 17 октября 2022,, 16:08

Updated 17 октября 2022,, 16:08

Ударим по своим? ТПП РФ против новых поправок в законы о мигрантах

21 марта 2018, 07:14
Пакет поправок в миграционное законодательство, которые рассматриваются Государственной Думой, могут привести к серьёзным проблемам для российских предприятий. Свои комментарии на эту тему высказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Нужны ли нам вообще мигранты?

- Безусловно, тема миграции волнует бизнес-сообщество. Ведь реализация продуманной и взвешенной миграционной политики – это успешное развитие международной кооперации, привлечение в российскую экономику новых инвестиций, технологий и высококвалифицированных кадров, обеспечение потребности российского рынка труда в дополнительной рабочей силе.

Что мешает сегодня нормальному регулированию притока иностранной рабочей силы?

В первую очередь, это несистемность действующего законодательства и обилие различных нормативных актов, причём нередко противоречащих друг другу.

Простой пример: закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» – уже много раз подвергался изменениям. Причем дело доходит до абсурда: не успевают парламентарии одобрить одну поправку, как в неё же вносятся изменения. В страшной путанице нелегко разобраться даже опытным юристам.

В итоге отсутствие комплексного нормативного документа даёт повод разным структурам наказывать предприятия, привлекающих иностранцев, по поводу и без, ибо хитросплетение документов даёт обширное поле для назначения таких наказаний. Моё мнение - нужна унификация законодательства, а так же упрощение процедуры постановки иностранцев на миграционный учёт.

Многие сегодня возражают: гастарбайтеры России не нужны, своих граждан нужно трудоустраивать.

Вне всякого сомнения, одним из главных приоритетов должен быть вопрос национальной безопасности. Это - абсолютный приоритет. Но при этом, нужно смотреть на проблему со всех сторон. И если есть возможность, необходимо находить такой баланс интересов, который позволит решать вопросы безопасности не в ущерб, а в совокупности с вопросами международного сотрудничества, привлечения инвестиций и развития деловых связей.

Чем опасны нововведения в законы о трудовой миграции?

Прежде всего в том, что под удар могут попасть предприятия за действия, которые они не совершали. Дело в том, что новый закон предполагает установить обязанность лиц, приглашающих иностранцев, принимать меры по соблюдению иностранными гражданами заявленной цели въезда и сроков их пребывания в Российской Федерации, а также ввести административную ответственность лиц за невыполнение данной обязанности. Для юридических лиц – это штраф от четырехсот тысяч до полумиллиона рублей за каждый случай!

Но, допустим, иностранный гражданин, указавший в качестве цели въезда бизнес, учебу или туризм, на самом деле занялся в России трудовой деятельностью. Или им были нарушены сроки пребывания в нашей стране. За такие неправомерные действия иностранец понесет предусмотренную законодательством ответственность. Все логично.

Законопроектами же предлагается возложить на приглашающую сторону ответственность за действия иностранного гражданина, который руководствуется своими личными целями, мотивами и самостоятельно принимает решения. При том, что между возможными неправомерными решениями иностранца и действиями приглашающей стороны нет причинно-следственной связи. То есть, по сути, приглашающую сторону предлагается сделать без вины виноватой.

Следующий момент. В законопроектах указано, что приглашающая сторона должна предпринять меры по соблюдению иностранцами цели въезда и сроков пребывания. Какие это меры, законопроект ответа не дает, они будут определены постановлением Правительства.

Честно говоря, мне сложно представить, какие это могут быть меры. Причем, чтобы это были не просто формальные действия для формального исполнения нормы закона, а реальные и действенные мероприятия, выполнение которых приглашающей стороной позволит исключить возможные правонарушения иностранца.

Еще один важный вопрос. Законопроектами не регламентировано, каким образом будет определяться несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию. Практика показывает, что сегодня для определения цели поездки используется совместный приказ МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 г. «Перечень «Цели поездок», используемый уполномоченными государственными органами при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства», который, по нашему мнению, нуждается в обновлении. Согласно приказу, только в категории «Обыкновенных деловых» виз имеется аж 14 целей поездок. Вот пример. По приглашению российской компании для ведения коммерческих переговоров и заключения контракта иностранцу оформлена деловая виза с целью поездки «коммерческая». Если в дальнейшем иностранный гражданин въедет по этой визе в Россию для постпродажного обслуживания поставленного оборудования, то он автоматически вместе с приглашающей стороной попадет в категорию нарушителей, так как для этого необходима виза с другой целью поездки – «техобслуживание». Разве это правильно и разве это способствует повышению инвестиционной привлекательности? К чему такое дробление целей поездки, если иностранец все равно едет делать бизнес?

Какова будет реакция бизнеса?

Полагаю, что принятием законопроектов в существующем виде мы демотивируем российские организации приглашать своих зарубежных партнеров. Особенно, тех, кто приглашает много иностранцев.

Пострадает наша туриндустрия. Иностранный гражданин может иметь одну действующую визу в Российскую Федерацию. Таким образом, приглашающая сторона не сможет на законных основаниях организовать туристические поездки для иностранцев, имеющих визы из категорий «деловые», «учебные», «рабочие», «гуманитарные». А ведь это достаточно распространенная практика – когда наши бизнесмены приглашают зарубежных контрагентов и решение деловых вопросов совмещают с организацией туристических мероприятий и показом природных красот Кавказа, Краснодарского края, Сибири, Дальнего Востока.

Или, еще пример – наши университеты, в которых обучаются иностранные студенты. Как сможет ВУЗ контролировать, что кто-то из его студентов, имея учебную визу, не начнет трудиться, когда перестанет хватать на жизнь? Зато результат для учебного заведения очевиден – все тот же штраф 500 тысяч рублей за каждого нерадивого студента.

Предпринимала ли Палата какие-либо действия, чтобы официально обозначить свою позицию?

Да, на стадии разработки мы направляли нашу позицию в МВД России, к сожалению ее не учли. После внесения законопроектов в Государственную Думу мы направили заключение Палаты в ответственные комитеты и сейчас будем работать с депутатским корпусом. Очень надеемся, что наши аргументы все-таки будут услышаны.

"