Posted 18 декабря 2018,, 10:06

Published 18 декабря 2018,, 10:06

Modified 17 октября 2022,, 16:20

Updated 17 октября 2022,, 16:20

Производители детских товаров говорят о падении рынка из-за плохой демографии

18 декабря 2018, 10:06
После всплеска рождаемости, последовавшем после принятия в 2007 году закона о материнском капитале, демографическая кривая снова стала опускаться вниз. И первыми, кто почувствовал на себе этот тренд, стали производители детских товаров и предметов гигиены.

Из 149-миллионного населения России примерное 30 миллионов - это дети.Примерное 11 миллионов - дошколята и "детсадники", остальные 19 - те, кто уже учится в школе.

Ежегодно родители тратят на своих чад более полутриллиона рублей, покупая им игрушки и обежду, мебель и предметы гигиены. Большинство из этих товаров производится в России, правда, 60% сырья для них - импорт. Отечественные производители зачастую просто не успевают подстраиваться под требуемый рынком ассортимент. Тем более, что в целом ситуация в этом сегменте далека от идеала.

Не секрет, что в России второй год подряд наблюдается спад рождаемости. В детородный возраст вступает малочисленное поколение тех, кто родился в "лихие 90-е". Эту тенденцию сразу ощутили производители товаров для новорождённых: пелёнки и подгузники, коляски и кроватки всё менее востребованы молодыми родителями.

Ситуация с продажами игрушек тоже не радует: в прошлом году сегмент просел на пять процентов. Но здесь сказывается не только демография, но и современные цифровые тенденции. Сегодня малышня, даже ещё не умеющая читать, с восторгом "гоняет" кошек и лягушат по экранам смартфонов и планшетов, предпочитая гаджеты привычным куклам и машинкам.

Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров

В игрушках цены снизились на 5-6 % и основной рост дали категории до 500 рублей. Мы видим, что сейчас уменьшилось количество обуви: раньше родители могли на осень взять несколько пар, сейчас они берут меньше. То же самое по одежде.

Снижение среднего чека на детскую одежду и обувь - следствие уже третьего российского тренда, а именно - падения доходов родителей. Если раньше мама и папа покупали своим детям по нескольку пар обуви на сезон, то теперь обходятся одной.

Зато стремительно растёт вторичный рынок детской одежды и мебели: ребятня вырастает из сапожек и курточек быстрее, чем они приходят в негодность. Развитие мобильных приложений для торговли б/у товарами упрощает и ускоряет процесс - если новая хорошая детская кроватка стоит в оренбургских мебельных магазинах от 15 тысяч рублей, то на виртуальных "барахолках", Авито или Юле примерное такую же можно найти за 3-5 тысяч.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Воткинской промышленной компании, одного из крупнейших в России проивводителей детской мебели Никита Семёнов утверждает:

- Мы фиксируем падение рождаемости накопительным итогом процентов уже на 20 за полтора-два года. Это просто отнимает у нас 20% потребителей, которые не родились. Ещё на 10 % мы получаем снижение через снижение среднего чека. Также мы страдаем из-за роста продаж б/у товаров.

Зато активно завоёвывают рынок отечественные производители детских подгузников. Из-за роста курса доллара и евро импортная продукция стремительно дорожает, а наша остаётся в приемлемых ценовых рамках. Да и по качеству тоже на высоте.

Ежегодно россияне покупают подгузников на 60 миллиардов рублей - сегодня это самый популярный и продаваемый товар в детском ассортименте.

Неплоо идут дела и у производителей косметики - крема, помады, присыпки российского производства - всё это тоже активно вытесняет дорогой импорт.

- Наибольшая доля - это как раз товары для новорождённых. Почему-то россияне больше всего доверяют российским производителям. И здесь у нас уверенные позиции: начиная с конвертов для новорождённого, предметов гигены, питания и другое,комментирует президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Минпромторг сегодня разрабатывает новую среднесрочную стратегию для поддержки производителей детских товаров. Причём проект многогранный и включает в себя как прямую помощь заводам, так и механизмы стимулирования рождаемости и поддержку семей с детьми.

Каждому новорождённому от государства обещают подарок - товаров на 10 тысяч рублей. Для этого в бюджете до 2024 года предполагается заложить 84 миллиарда рублей.

Эти средства, по расчётам экспертов, помогут поддержать производителя до начала нового цикла подъёма рождаемости.

"