Posted 16 сентября 2021,, 14:10

Published 16 сентября 2021,, 14:10

Modified 17 октября 2022,, 17:31

Updated 17 октября 2022,, 17:31

На таможне в Орске бросили промстанки и роботов на сумму почти миллиард рублей

16 сентября 2021, 14:10
Оренбургское территориальное Управление Росимущества начало реализацию оставленного на таможне промышленного оборудования, которое фактически оказалось не нужно владельцам. В двух десятках контейнеров «ничейными» валялись детали станков и промышленных роботов стоимостью более 760 миллионов рублей.

На таможне сообщили, что груз поступил без части сопроводительных документов. Но из имеющихся данных удалось установить, что в контейнерах находятся детали автоматической производственной линии по выпуску стальных и металлопластиковых баллонов под компримированный метан. Именно такие используют для установки газобалонного оборудования на автомобили, когда их переоборудуют для езды на сжатом природном газе.

Оборудование совершенно новое и включает в себя станки для формирования и обработки заправочных горловин, протяжки корпусов, а также погрузочно-разгрузочные роботы, которые позволяли автоматизировать процесс производства.

Груз пришёл на таможню в июне этого года, но хозяева почему-то не стали его оформлять и растамаживать. Более того, никто не предъявил и никаких сопроводительных документов о стране происхождения груза. На контейнерах и агрегатах отсутствуют товарные знаки, маркировка, этикетки. В итоге оказалось невозможно установить страну-производителя, наименование изготовителя. Соответственно, нельзя и определить, является ли данное оборудование контрафактным.

Таможенные органы ждали три месяца, когда объявится хозяин и покажет документы на груз, заплатит пошлину и заберёт его на завод. Но никто так и не пришёл. В итоге был составлен акт об отчуждении имущества в пользу государства, и теперь нетронутые контейнеры продают с аукциона как «годные остатки».

В Самарском таможенном управлении (таможенный пункт «Орский») не ответили на вопрос редакции, какому именно юридическому или физическому лицу первоначально предназначался груз, сославшись на конфиденциальность информации. Однако известно, что сейчас контейнеры с оборудованием находятся на площадке, расположенной в Орске, по адресу проспект Мира, 4.

По этому адресу зарегистрированы два крупных орских предприятия: это АО «Механический завод», который, кстати, и сегодня занимается выпуском стальных баллонов для хранения промышленных и горючих газов под большим давлением.

Второй же адресат — ТПК «Орские заводы». Некогда, в советские времена, они были единым производственным комплексом, впоследствии на «Орских заводах» было создано отдельное юрлицо и там осталось производство холодильников «ОРСК».

В 2019 году ТПК «Орские заводы» было признано банкротом, а в июле прошлого года имущество предприятия было выкуплено за 136 миллионов рублей предпринимателем Дмитрием Юдиным из Тульской области. Выпуск холодильников новый собственник обещал начать с 1 июня, но до сих пор производство так и не запущено.

Связаться с представителями ТПК «Орские заводы» не удалось — указанные в открытых источниках справочные телефоны предприятия отключены.

Не смогли оперативно ответить на запрос редакции о том, кому предназначалось ныне брошенное оборудование, и в АО «Механический завод». В общем, совершенно нелепая ситуация, тем более, что стоимость имущества почти втрое превышает годовую чистую прибыль предприятия.

Между тем в Оренбургской области, а конкретнее в городе Орске ещё в начале 2010-х обсуждалась возможность наладить выпуск современного газобалонного оборудования для переоснащения транспорта под езду на сжатом метане. Бывший губернатор Юрий Берг не раз встречался с руководством газпромовской «дочки» — «Газпром газомоторное топливо» для создания в Оренбуржье настоящего газотранспортного узла. Планировалось построить в регионе сеть метановых компрессорных автогазозаправок, а со стороны региона давать налоговые льготы владельца газотопливных авто. Рассматривалась даже программа по переводу сельхозтехники на метан, а для заправок прямо в поле хотели арендовать криотанки с жидким метаном.

Таким образом, выстраивалась бы полноценная цепочка: собственное производство газовой аппаратуры, собственные заправки, собственный автотранспорт и сельхозтехника на метане.

Первые такие эксперименты даже проводили в Оренбургском районе. Но, по словам председателя крупнейшего местного агрохозяйства, ПСК «Приуральский» Бекпая Джуламанова, «газозаправщики приехали, постояли некоторое время в поле, а потом уехали и более не возвращались».

Не было налажено производство и облегчённых металлопластиковых баллонов для хранения метана под давлением в 200 атмосфер. Дальше пробных попыток и штучных экспериментальных образцов дело не пошло. И причина была как раз в отсутствии нужного производственного оборудования.

Что же касается производственной линии, которая сейчас оказалась бесхозной и передана на реализацию, то покупатель, даже выиграв аукцион и собрав все семь лотов, едва ли сможет запустить оборудование по прямому назначению. Станки, агрегаты и роботы должны быть сертифицированы, а это невозможно без соответствующих документов от производителя. То есть фактически линия за баснословные деньги может использоваться лишь как металлолом. Или, в лучшем случае — как отдельные комплектующие и запчасти, которые как-то будут приспособлены к действующему производству.

"