Posted 16 мая 2018,, 10:43

Published 16 мая 2018,, 10:43

Modified 17 октября 2022,, 16:10

Updated 17 октября 2022,, 16:10

Безлошадные. Растёт число оренбуржцев, которым новое авто не по карману

16 мая 2018, 10:43
"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" - эта крылатая фраза писателей-юмористов Ильфа и Петрова сегодня едва ли применима к среднестатистической оренбургской семье. По данным РИА "Рейтинг", сегодня в нашем регионе новая машина как раз таки является роскошью, недоступной подавляющему большинству жителей.

Эх, прокачу...

Данные общероссийского рейтинга показывают: сегодня лишь каждая тридцатая семья в Оренбуржье может относительно безболезненно позволить себе купить и содержать новый автомобиль среднего класса в ценовом диапазоне от 600 тысяч рублей до 1,2 млн. "Безболезненно" в данном случае, опираясь на методологию РИА, - это значит не тратить на машину (включая автокредит и первоначальный взнос в 20%, страховки, топливо, смену резины и техобслуживание) более половины совокупного дохода семьи.

Чуть лучше ситуация с автомобилями low-сегмента ценой до 490 тысяч рублей. За эти деньги, правда, в салонах можно приобрести только младшие модели LADA, но зато позволить себе это могут уже 16,3% оренбургских семей. Тоже негусто, конечно, если сравнивать ситуацию в целом по России - тут мы на 50-м месте из 84 регионов страны.

Дорогое удовольствие

Как показали итоги рейтинга, по-прежнему основной проблемой является относительно высокая цена автомашин и высокие процентные ставки по кредитам. При этом на доступность негативно влияет и рост стоимости бензина и других текущих расходов, связанных с владением и пользованием автомобилем.

В целом, согласно результатам исследования, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем является не очень высокой. При этом параметры доступности очень различны для разных регионов России.

Весьма любопытен и анализ сравнения результатов доступности новых авто за 2016 и 2017 годы: Оренбуржье за год опустилось в рейтинге на три пункта - с 47-го на 50-е место. Объясняется это просто: в регионе продолжается падение уровня жизни населения.

А вот наш "сосед" по рейтингу-2017 - Ростовская область - показала стремительный рост. Если в 2016-м она была на 55-м месте, то через год - уже на 49-м. Такое значительное улучшение тоже вполне объяснимо: для чернозёмного Ростова минувший год с точки зрения роста экономики и благосостояния населения выдался весьма удачным. Собран хороший урожай, бурное развитие на волне санкций получила отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Всё это в итоге - живые деньги и зарплаты.

Оренбуржью же повезло меньше: главный драйвер экономики у нас - нефтегазовый сектор, а с ним из-за падения цен на углеводороды ситуация была сложная. Крупных же проектов, способных компенсировать снижение экономической активности и падение доходов от нефтегаза, в регионе нет.

"Ездим на ржавых вёдрах!"

Статистика РИА "Рейтинг" совершенно не коррелирует с данными Оренбургского УГИБДД о численности легкового автотранспорта в регионе. По данным дорожных полицейских, в 2016 году в области всего стояло на учёте около 675 тысяч авто (включая автобусы и грузовики). По показателю численности машин на 1000 человек населения Оренбуржье было первым в Приволжье.

Но это относительные цифры. А в абсолюте и по сравнению с соседними регионами ситуация у нас совершенно иная. Так, в той же Самарской области, например, почти 1 млн 100 тысяч одних только легковушек. Такая же ситуация в Татарстане, Башкирии...

К тому же подавляющее большинство автомобилей в области старые: средний возраст автопарка в Оренбуржье, по данным агентства "Автостат", превышает 13 лет. Для сравнения - в соседнем Татарстане средний возраст машин - 9,7 года.

- Таким образом, рост относительной численности автопарка с одновременным ростом его среднего возраста - признак того, что люди просто не могут позволить себе новое авто и вынуждены покупать старьё и ездить на ржавых вёдрах, - объясняют эксперты. - И наоборот, чем моложе автопарк - тем выше достаток населения в регионе.

В Оренбуржье же, увы, явных точек роста благосостояния пока нет. И снижение доступности новых автомобилей для семьи - один из признаков, что экономика региона продолжает сжиматься.

"