Posted 15 ноября 2018,, 09:54

Published 15 ноября 2018,, 09:54

Modified 17 октября 2022,, 16:18

Updated 17 октября 2022,, 16:18

Вагончик тронется, а долг останется: когда трамваям Орска и Новотроицка отключат ток

15 ноября 2018, 09:54
Два крупнейших транспортных муниципальных предприятия восточного Оренбуржья - "НовГорТранс" (Новотроицк) и "Орскгортранс" (Орск) пришли к временному соглашению с поставщиками электроэнергии. Беда, однако, в том, что системного решения проблемы дефицита денег так и не найдено.

"Страшилки" о возможном отключении орских и новотроицких трамваев от силовой контактной сети пока не подтверждаются - как минимум, до февраля будущего года. Но вот что будет дальше - вопрос. Дело в том, что долговая проблема бюджетов Орска и Новотроицка не только не решена, но и фактически усугублена: чтобы залатать текущие финансовые дыры, оба муниципалитета вынуждены брать банковские кредиты.

Так, Новотроицк займёт до 115 миллионов рублей, Орск - почти четверть миллиарда. Займы оформляются на три года под 9 - 9,4% годовых. Часть заёмных средств как раз и пойдёт на погашение долгов гортрансов перед энергетиками.

Однако встаёт вопрос: а что делать дальше, когда потребуется платить уже не только за электричество, но и взносы по кредитам с процентами? Если анализировать задолженность трамвайных МУПов, то окажется, что в среднем "НовГорТранс" не платит 3 месяца, а "Орскгортранс" - четыре. Проще говоря, недофинансирование предприятий составляет примерно 20% в Новотроицке и 30% - в Орске.

При этом системного решения проблемы - нет. Никаких внятных планов по тому, как сделать трамваи безубыточными, администрации обоих городов не представили.

Любой, кто сталкивался с банковскими кредитами, знает: сесть на "заёмную иглу" легко, а вот слезать с неё приходится долго и мучительно.

Не спасает ситуацию и рост тарифа на проезд до 17 рублей в обоих городах. Себестоимость поездки при этом - 83 (!) рубля. Соответственно 66 рублей приходится компенсировать за каждого пассажира.

В Орске между тем планируют сократить маршруты движения трамваев и ввести специальные мероприятия по снижению энергопотерь. Однако удастся ли при этом выйти на безубыточность?

Эксперты между тем уверены, что электротранспорт в нынешнем виде - неконкурентоспособен. За последние годы трамвайные депо были ликвидированы в Архангельске, Воронеже, Иваново, Астрахани, Рязани и ряде других городов.

Куда эффективнее было бы использовать автобусы большой вместимости на газовом топливе (сжатый метан).

Но на такие кардинальные перемены власти едва ли пойдут. Вопрос лишь - хватит ли денег после февраля, чтобы тянуть и кредиты, и счета за электричество...

"