Посадка без взлёта: почему оренбургский аэропорт так и не стал крупным авиахабом

Посадка без взлёта: почему оренбургский аэропорт так и не стал крупным авиахабом
Посадка без взлёта: почему оренбургский аэропорт так и не стал крупным авиахабом
14 июня 2019, 16:13Экономика
По информации аналитиков РБК, оренбургская воздушная гавань вошла в число 150 хронически убыточных аэропортов России.

Рынок авиаперевозок в России в последние годы уверенно растёт: только за последние три года объёмы воздушных перевозок в России увеличились на треть. При этом в совокупности по итогам 2018 доходы российских аэропортов превысили 150 миллиардов рублей. Правда, львиная доля выручки пришлась лишь на полтора десятка крупнейших российских авиахабов. Половина же из 300 аэропортов, включая и оренбургский, остаются хронически убыточными.

— К сожалению, у нас очень серьёзно сеть сократилась за последние 25-26 лет. В три раза сократилось количество населённых пунктов, которые имеют авиационную связь, — рассказал журналистам программы РБК «Бизнес-вектор» президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В последнее время ситуация стала улучшаться. Ужа два года число авиапассажиров в России превышает количество путешествующих на поезде. Однако по данным одного из самых крупных аэропортов России Домодедово, в прошлом году трафик гавани снизился на 1 млн пассажиров. Это произошло из-за прекращения полетов и переход авиакомпаний в другие гавани. Также вакантное место авиаперевозок заняли 5 зарубежных компаний. При этом выручка гавани выросла на 6%.

Дело в том, что и авиаперевозчики, и аэропорты зарабатывают благодаря пассажирам. Для того, чтобы аэропорт не терпел убытки, он должен принимать в год более 1 миллиона пассажиров - это и есть точка безубыточности для стабильных заработков на аэропортовом сервисе. Такой объём вполне по силам крупным аэропортам, а вот небольшим гаваням сегодня приходится несладко. В итоге они сильно зависят от различных дотаций и средств инвесторов.

Так, например, аэропорт Оренбурга - государственное предприятие и за предыдущие два года получил из бюджета области около миллиарда рублей. Правда, значительную долю этого "съели" услуги по внутрирегиональной перевозке пассажиров авиакомпанией "Оренбуржье", которая является частью ГУП "Аэропорт "Оренбург".

Улучшить ситуацию здесь поможет отмена НДС, считает Владелец авиахолдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг. В 2018 году бизнесмен предложил правительству России обнулить налог на добавленную стоимость на полёты в обход Москвы.

Благодаря этому удастся забрать часть транзитных пассажиров у столичных гаваней в пользу Екатеринбурга, Самары и Ростова-на-Дону. Инициатива может быть реализована уже 1 июля.

— Московский авиационный узел, конечно же, перегружен. И у нас иногда между соседними городами на той же Волге из города в город, кроме как через Москву, попасть невозможно: по реке не ходят, по дорогам далеко и т. д., — отмечает Сергей Катырин.

Сегодня из Оренбурга прямыми рейсами можно улететь в 10 российских городов и три зарубежные страны - Турцию, Тунис и Азербайджан. Причём Турция и Тунис - это чартерные направления в рамках летнего туристического отдыха. Рейс в Баку летает один раз в неделю. А в три российских города - Самару, Уфу и Казань людей возит авиакомпания "Оренбуржье" на маломестном самолёте L-410.

В прошлом году пассажиропоток воздушной гавани Оренбурга составил около 800 тысяч пассажиров. До точки рентабельности нужно ещё минимум 20%. Однако потенциал роста прямо пропорционален доходам населения региона, а они падают пятый год подряд.

- Цены на билеты на внутренние перелёты только за последние полгода выросли почти вдвое. Так, если в январе ещё можно было купить перелёт Оренбург - Москва - Оренбург за 5800 рублей, то сегодня минимальная цена на этом направлении - 11500 рублей, - комментирует эксперт по туризму Андрей Кирпичников.

При этом в оренбургском аэропорту, несмотря на то, что он и носит гордый статус международного, нет нормальной багажной карусели, полноценной зоны прилёта для рейсов из-за рубежа, магазинов дьюти-фри и круглосуточных кафе с полноценным питанием.

- Попытки создать авиахаб в Оренбурге существовали лишь в теории да мечтах. Слишком маленький у нас город и низкий пассажиропоток. А со строительством современных аэропортов Курумоч (Самара) и Уфа шансы и вовсе стали призрачными. Гораздо проще сесть на машину и через пять часов быть в одном из авиахабов, чем втридорога улетать из Оренбурга, - объясняет эксперт.

Правда, президент Торгово-промышленной палаты отмечает, что в России для развития авиатранспорта необходимо создать ещё порядка 200 аэропортов. Только вот возникает вопрос - как в сложившихся условиях это сделать, ведь ни государству, ни бизнесу поддерживать такую сеть пока не по карману.

Частично эту проблему можно решить с помощью развития списка авиауслуг. Но опять-таки, окупаемость их начнётся лишь при обороте в миллион пассажиров, а где взять столько? Между тем, по оценкам экспертов, только на поддержание уже существующей основной аэродромной сети - взлётно-посадочных полос, диспетчерских и наземных служб ежегодно необходимо тратить около 70 миллиардов рублей.

Что же касается оренбургской авиагавани, то её капитальная реконструкция ожидается лишь в 2021 году. То есть в ближайшие три года ни о каком заметном увеличении уровня комфорта говорить не приходится.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter