Posted 14 мая 2019,, 09:03

Published 14 мая 2019,, 09:03

Modified 17 октября 2022,, 16:40

Updated 17 октября 2022,, 16:40

«Уралэлектрострою» дали шанс:предприятие не обанкротят как минимум 1,5 года

14 мая 2019, 09:03
Арбитражный суд Оренбургской области вынес важнейшее решение, определяющее судьбу холдинга «Уралэлектрострой». На предприятии вводится внешнее управление сроком на 18 месяцев, что позволит сохранить производство и постепенно выйти из кризиса.

Мы уже неоднократно рассказывали о судьбе уникального оренбургского предприятия, созданного в буквальном смысле с нуля предпринимателем Сергеем Черновым. Небольшая фирма по прокадке электрокабелей, организованная им в конце 90-х годов, за два десятка лет выросла в мощный холдинг, один из ведущих в России, который выполняет полный цикл работ по созданию электросетевой инфраструктуры, от разработки и расчёта проектов до создания сетей любой мощности «под ключ».

УЭС являлся (и является теперь) исключительным подрядчиком у ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». О нынешних масштабах бизнеса «Уралэлектростроя» говорит хотя бы тот факт, что два из трёх километров новых линий электропередачи в Оренбуржье и каждый десятый километр высоковольтных ЛЭП в России спроектирован и смонтирован именно оренбургскими энергостроителями.

Однако в 2017–2018 годах из-за задержек в платежах от контрагентов на предприятии начались негативные финансовые явления. С энергостроителями попросту не рассчитывались вовремя за уже выполненные заказы. Как итог стала расти просроченная задолженность, в том числе и по взятым ранее кредитам и иным обязательствам.

Около года назад было начато арбитражное банкротное производство, введена процедура внешнего наблюдения. В реестр кредиторов вошёл и Банк ВТБ как один из крупных держателей долга "Уралэлектростроя".

Тогда же для спасения холдинга была открыта дополнительная кредитная линия Сбербанком. Деньги шли в основном на покрытие кассовых разрывов. Это примерное то же самое, как «перехватить» взаймы «до получки». То есть контракт есть, работа есть, но оплата за неё будет чуть позже. Чтобы пока заплатить налоги и зарплаты людям, и используется «кассовый» кредит.

Поддержка банка оказалась своевременной: падение в финансовую пропасть прекратилось. Более того, уже с осени прошлого года на предприятии стабилизировалась ситуация с уплатой налогов: текущей задолженности нет. Вовремя получает зарплату и коллектив УЭС - а это без малого 900 человек.

На этом фоне громом среди ясного неба стало заявление группы кредиторов во главе с Банком ВТБ о необходимости скорейшего начала процедуры конкурсного производства. Проще говоря, остановить предприятие, уволить всех людей, а цеха, станки, прочее оборудование и промышленную инфраструктуру "пустить под нож" и продать с аукциона. Что-то - по частям, а что-то просто на металлолом.

Позиция более чем странная, если учесть, что сегодня совокупные долговые обязательства холдинга составляют 8,6 миллиардов рублей. Продажа "металлолома" не покроет и десятой части задолженности. Об этом говорили и на общем собрании кредиторов полгода назад, когда принимали логичное решение - дать заводу шанс "выплыть", а порезать всё "вхлам" никогда не поздно.

Разбирательства в суде о том, сохранить ли жизнь электростроительному холдингу и, продолжались почти полгода. Процесс был очень напряжённый, и тем страннее выглядит позиция ВТБ.

На финальном судебном заседании представители "Уралэлектростроя" довольно подробно отчитались о том, что уже удалось сделать с целью спасти предприятие.

Во-первых, удалось сохранить самое ценное - работоспособный коллектив настоящий профессионалов своего дела и репутацию холдинга. Все подрядные контракты УЭС выполняет, и это тоже немаловажный момент - всё-таки речь идёт о прокладке электрических сетей и энергомостов, срыв такого контракта означает и автоматически срыв, например, ввода целого жилого микрорайона или нового предприятия (без электричества ведь сегодня - никуда).

Во-вторых, и это документально доказали в суде представители "Сбербанка" и УЭС, примерное треть объёмов крупных заказов на общую сумму в 3,7 млрд. рублей уже выполнена, предприятие получило прибыль — более 1,3 миллиарда рублей живыми деньгами, которые уже переведены на счета.

В-третьих, ФСК ЕЭС не только не отказывается работать с УЭС по уже существующим контрактам, но и готово заключать новые, на 2019-2020 годы. То есть как раз перспектива-то у холдинга есть, и весьма неплохая. Но Банк ВТБ в лице своих представителей наотрез отказался принимать эти доводы, кстати, так внятно и не объяснив позицию.

Более того, представители ВТБ намекнули на некую аффилированность Сбербанка с УЭС, мол, они заинтересованы в сохранении производства, а не в том, чтобы скорее удовлетворить требования кредиторов.

Тут уже пришёл черёд удивляться противоположной стороне процесса: разумеется, заинтересованность есть - именно Сбербанк как крупнейший кредитор хочет не уничтожить предприятие, а сохранить его. Тогда и долги УЭС вернёт, и проценты заплатит. Не сразу и не вдруг, но если всё порезать и продать - то шансов точно не будет.

Взывали на арбитражном заседании и к социальной ответственности: как никак, на "Уралэлектрострое" сейчас работают и кормят семьи 800 человек. Планируется расширение штата до 2000 рабочих. Так неужели Банк ВТБ хочет оставить их всех на улице? Без работы, без будущего?

И это уже не говоря о том, что "Уралэлектростой", по расчётам, должен заплатить налогов на сумму около миллиарда рублей. На минуточку, это 1/10 часть годового бюджета Оренбурга! Так что деструктивность позиции ВТБ налицо.

На вопрос вопрос журналиста 56orb с просьбой прокомментировать ситуацию, юристы Банка ВТБ посоветовали обратиться в пресс-службу банка. Непосредственно во время перерыва в процессе давать какие-то дополнительные сведения они отказались.

Отказались представители ВТБ и от обмена репликами на финальной стадии процесса. Зато довольно наглядно выступил один из кредиторов из города Перми, которому УЭС должен 45 миллионов рублей.

- Мы - за то, чтобы сохранить производство, так у нас есть шансы, что мы получим свои деньги. Если же открыть конкурсное производство, начать распродажу на аукционе, то до нас очередь что-то получить просто не дойдёт. И тогда крах наступит уже для нашей организации, она маленькая и долг этот существенен. Просто тогда к 800 безработным в Оренбурге можно приписать ещё 100 человек в Перми. Такая вот перспектива.

В итоге после совещания Арбитражный суд решил ввести на предприятии "Уралэлектрострой" процедуру внешнего управления сроком на 18 месяцев. Завод будет продолжать работать, платить налоги и зарплаты, постепенно закрывая контракты и выходя из финансового штопора. Таким образом, удовлетворена просьба семи основных кредиторов предприятия, крупнейшим из которых является Сбербанк, о необходимости сохранения производства.

Требование же банка ВТБ о скорейшем начале конкурсного управления (то есть распродажи активов на аукционах) — отклонено.

Кроме того, по словам представителя Сбербанка, сохранение «Уралэлектростроя» как единого производственного комплекса очень важно и в свете реализации президентских национальных проектов. Поскольку холдинг занимается строительством сетевой инфраструктуры, его наработки, как технологические, так и научно-прикладные, очень нужны для развития энергоинфраструктуры Поволжья и других российских территорий.

Процедура же внешнего управления, введённая на полтора года, как раз и позволит «Уралэлектрострою» работать в штатном режиме, так как первостепенная задача внешнего управляющего — стабилизировать экономику предприятия, провести его финансовую «перезагрузку» и оздоровление.

Первый отчёт о результатах работы УЭС управляющий должен предоставить в суд 9 ноября этого года.

"