Posted 11 мая 2018, 08:24

Published 11 мая 2018, 08:24

Modified 17 октября 2022, 16:10

Updated 17 октября 2022, 16:10

По трубе текло - в бюджет не попало. Дорогая нефть не поможет Оренбуржью

11 мая 2018, 08:24
На мировых сырьевых рынках - ликование: цена на нефть стремительно растёт и вот-вот готова взять очередную высоту в 80 долларов за баррель. Чем обернётся это для Оренбуржья, где львиная доля доходов бюджета формируется именно нефтегазовыми компаниями? Попробуем разобраться.

Персидский подарок

Цены на главный экспортный товар России в целом (и Оренбуржье в частности) - нефть - бьют очередные рекорды. "Чёрное золото" уверенно отыгрывает потери, понесённые три года назад. Уровни покупки уже приблизились к цифрам ноября 2014-го, и главная причина здесь - выход США из ядерной сделки с Ираном.

Напомним, что ещё в 2015-м году США и страны Евросоюза согласились покупать нефть и газ у этой страны в обмен на отказ иранцев продолжать разработку ядерного оружия. Однако на днях президент США Дональд Трамп заявил, что санкции будут возвращены, так как (якобы) Иран не выполняет свою часть соглашения.

Заявления тут же подбросили цены на нефть, так как Иран - второй по величине экспортёр среди стран ОПЕК. К радости российских нефтедобытчиков, которым Трамп фактически расчистил рынок.

Рост стоимости углеводородов напрямую касается и Оренбургской области, так как наш регион, по данным РИА "Рейтинг", на четвёртом месте по объёмам добычи нефти в РФ.

Ежегодно из недр Оренбуржья поднимается более 23 млн тонн "чёрного золота", или каждый 20-й добываемый в стране баррель.

Крупнейшие эксплуатанты месторождений жидких углеводородов в регионе - компании "Роснефть" и "Газпромнефть-Оренбург" - на них приходится более 80% совокупной добычи. Однако фактически в той или иной степени разработку нефтегазовых недр у нас ведут более двух десятков предприятий. Правда, объёмы у остальных сравнительно невелики. Самый крупный "середнячок", к примеру, "ПреображенскНефть", добыл за 2017 год 217 тыс. тонн - в 20 раз меньше местной "Газпромнефти".

Нефтегазовый бюджет

"Чёрное золото" играет ключевую роль в формировании бюджета Оренбургской области. До 2010 года в региональную казну поступало 5% от налога на добычу полезных ископаемых (95% уходило в федеральный бюджет) и совокупная доля "нефтянки" в доходах была более 68%.

Сегодня, когда весь НДПИ забирает Москва, прямых поступлений от добычи нет, казна на 60% формируется из двух налогов - на прибыль и имущество организаций. Но в структуре прибыли почти 75% - это как раз компании нефтегазового сектора. То есть именно сырьевики больше всего зарабатывают денег и больше всего платят налогов.

Таким образом, посчитав данные о структуре доходов бюджета на сайте Министерства финансов региона, можно сделать вывод: 40 копеек с каждого казённого рубля - это как раз нефтяные деньги. То есть почти половина бюджета.

Косвенно к аналогичным ресурсам можно отнести и налог на доходы физических лиц, который тоже достаётся местной казне. Проще говоря, чем больше добывается дорогой нефти, тем выше зарплата у нефтяников и соответственно отчисления с неё. Но в общей доле трудоспособного населения, по данным Минтруда, сырьевиков менее 5%. То есть, например, работники сельского хозяйства приносят НДФЛ в казну больше, чем нефтяники. Такой вот любопытный нюанс.

А нам что с того?

Нетрудно догадаться, что рост цены на углеводородное сырьё приведёт к увеличению доходов компаний и отчислениям в бюджет. Но, увы, ненамного.

Во-первых, пресловутый налог на добычу полезных ископаемых по-прежнему на 100% уходит в федеральный бюджет, а значит, самые "сливки" достанутся Москве, а не регионам.

Во-вторых, с ростом доходов нефтегазовых предприятий снова поднимается тема так называемых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Не вдаваясь в нюансы, скажем лишь, что КГН - это одна из хитрых схем, в результате которой крупные компании платят налоги по месту своей регистрации, а не там, где фактически ведут производственную деятельность. Так, по данным Счётной палаты, в результате КГН бюджет Оренбургской области потерял в 2016 году около 2 млрд рублей.

Кто именно входит в группы налогоплательщиков в регионе, неизвестно, Минфин не раскрывает такие данные. Но можно предположить, что потеря двух миллиардов вызвана уходом части предприятий "Газпрома", которые работают в Оренбуржье, под юрисдикцию в другой регион.

Что касается крупнейших нефтедобытчиков - "Роснефти" и "Газпромнефти", то их предприятия в Оренбуржье пока в КГН не входят - правительство области смогло уговорить их, предоставив взамен налоговые преференции. Но ситуация может измениться: схема КГН тем выгоднее, чем выше доходы компании.

Пока нефть стоила дёшево, добытчикам выгоднее было пользоваться налоговой льготой. Но теперь, когда цена растёт как на дрожжах, соглашение может быть пересмотрено. И уже в 2019 году налоги рекой потекут совсем в другие карманы и бюджеты.

Хватит ли у областного руководства политической воли и харизмы перенаправить эти денежные потоки не в сторону столицы, а наоборот, в регион? Тем более накануне нового политического цикла в 2019 году, когда нам предстоит выбирать губернатора?

Нюанс в том, что оренбургская нефть - тяжёлая для добычи, лёгкие месторождения у нас выработаны ещё в 80 - 90-х. То, что осталось, представляет интерес лишь при высоких ценах на сырьё. И если в течение года "чёрное золото" подойдёт к 100 долларам за баррель, то на политической арене Оренбуржья развернутся совсем другие игроки - с совсем другими интересами.

Вот только совпадут ли они с интересами простых оренбуржцев? Пока опыт показывает, что удержать нефтегазовые доходы в регионе, увы, не удаётся ни одному губернатору...

Подпишитесь