Posted 6 ноября 2018,, 16:06

Published 6 ноября 2018,, 16:06

Modified 17 октября 2022,, 16:18

Updated 17 октября 2022,, 16:18

Лекарство против санкций: с чем встречаем первую пятилетку программы импортозамещения

6 ноября 2018, 16:06
Пять лет назад, на волне "крымской весны" и последовавшей затем политики санкций, в России стартовала масштабная программа импортозамещения. "Новые Известия" подвели её некоторые итоги.

Что обещали?

Выступления чиновников тех лет излучали решительность и оптимизм. Ладони рубили воздух, а прожекты и обещания сотрясали своды залов и кабинетов.

"Сегодня, в условиях непростой экономической ситуации, нужно активнее заниматься модернизацией производства, внедрять на швейных фабриках и текстильных комбинатах современные технологии и оснащать их оборудованием нового поколения, а также развивать собственную сырьевую базу. И, конечно, особое внимание важно уделять реализации приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению и увеличению выпуска качественной продукции, которую с удовольствием будут носить самые взыскательные покупатели", - Дмитрий Медведев, премьер-министр России.

«Я сделаю всё, чтобы оправдать его (доверие. - Прим. ред.), и под вашим руководством в Министерстве сельского хозяйства: в вопросах импортозамещения, в вопросах увеличения объёма производства, снижения цен на продукты питания, создания благоприятных условий для аграрного бизнеса, предпринимателей - сделаю всё, чтобы действительно эта отрасль была на подъёме", - Александр Ткачёв, тогда - министр сельского хозяйства РФ.

Минпромторг тогда же создал Государственную информационную систему правительства, в которой есть документы с планами по импортозамещению в 22 отраслях. Более того, можно посмотреть планы по каждому типу интересующих товаров.

Что получилось?

Если верить результатам опросов ВЦИОМа, то ситуация пока не слишком радужная. За пятилетку "ударного труда" богаче жить мы не стали. Наоборот, каждому десятому россиянину денег едва хватает только на еду. Чуть меньше трети умудряются что-то выкраивать ещё и на одежду - увы, в основном даже не китайских, а среднеазиатских производителей.

Итого - почти половина жителей страны живёт лишь от зарплаты до зарплаты, которой хватает лишь на неказистый продуктовый набор и третьесортный ширпотреб.

Выводы социологов подтверждают и эксперты. Так, реализация программы импортозамещения, к сожалению, привела в первую очередь к росту цен и потере качества, уверен Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолоко»:

«Процесс импортозамещения привел к росту цен на готовую продукцию. Что в свою очередь снизило потребление на 10 - 12% в пересчете на молоко. Население активнее переходит к более дешевой продукции, а именно молокосодержащим продуктам».

В свою очередь, Антон Щетников, председатель Совета директоров ООО «А2 Молоко», подтверждает, что ситуацию с потерей качества можно наглядно увидеть на примере сыров: «Все кому не лень кинулись их производить. Безусловно, есть выдающиеся производители, которые добились потрясающих успехов, но есть и отрицательные примеры, когда фермер начинает позиционировать себя как производитель пармезана, но при этом даже близко не подойдя к стандартам и традициям».

При этом цены на продукты растут куда быстрее качества.

По результатам опроса "Ромир" выяснилось, что 45% покупателей недовольны качеством продукции, которая заменила импортную на прилавках магазинов.

Эх, прокачу!

Автомобильная промышленность за пять лет импортозамещения внешне показывает очень даже неплохую статистику. Каждый четвёртый продаваемый автомобиль сегодня - российского бренда, а собирается у нас в стране 83% всего нового автопарка (включая коммерческий). Правда, чего тут больше - импортозамещения или высокого курса доллара - вопрос непраздный. Ведь после обвала рубля с рынка исчезли порядка 140 моделей авто – треть от прежнего ассортимента. Для россиян они стали слишком дорогими.

Но и те, что остались, - не совсем наши. Так, даже АвтоВАЗ декларирует локализацию на уровне 70%. То есть почти треть стоимости каждого автомобиля уходит за границу. Стоит ли удивляться, почему вроде бы отечественные машины дорожают вместе с курсом доллара?

Я бы в Азию пошёл - пусть меня научат?

Задача импортозамещения нетривиальная, однако другие государства подобный этап развития уже проходили. Самый яркий и показательный - опыт стран Азии, которые резко ускорили свои темпы развития во второй половине XX века.

Заурядная ещё в 50-е годы прошлого века Япония сегодня – технологический лидер. Там, начиная с 60-х годов поощряли импорт технологий и создавали условия для проведения научно-технических разработок. И это был чётко спланированный, долгосрочный план.

Ещё более агрессивно вёл себя Китай, который не стеснялся воровать чужие технологии и выводить на рынок откровенные копии удачных западных продуктов. Причём в массовом порядке - от (тогда) видеомагнитофонов и кроссовок до станков и автомобилей.

И только в России опять решили пойти своим путём: долгое время отечественным производством не занимались вообще, а потом решили разом отгородиться от внешнего мира и создать всё своё.

Как видим, это привело лишь к росту цен и падению качества. В лучшем случае - ещё и к наклеиванию бирок с российскими названиями на китайский ширпотреб.

Выход из этой порочной ситуации только один - требуется создавать льготные налоговые режимы не для микропредприятий из сферы услуг, а для промышленников. Именно они должны пользоваться льготами и преференциями (если производят товар по полному циклу), сельскому хозяйству требуется снижение «зарплатных» налогов в самое тяжёлое время ожидания сбора урожая.

Все заждались и снижения пресловутых бюрократических преград, которые мешают выходу на рынок отечественных товаров. Вообще реализация - больная тема для наших промышленников. Внутренний рынок и для сельхозпроизводителей, и для производителей электроники, станков сегодня слишком мал из-за низких доходов населения нашей страны.

В общем, как выяснилось, светлое будущее импортозамещения в России вилами по воде писано: обещания и отчеты - на бумаге, даже имеющийся потенциал реализовать никак не удается. Здесь не то что имперские амбиции догнать и перегнать США не обоснованы и никак реальными шагами не подкреплены… Нам бы от Уганды убежать - уже успехом считаться будет.

"