Posted 4 августа 2020, 08:25
Published 4 августа 2020, 08:25
Modified 17 октября 2022, 17:19
Updated 17 октября 2022, 17:19
По данным риелторских агентств, интерес к загородной недвижимости этой весной вырос на десятки процентов по сравнению с прошлым годом. Люди просто боятся находиться в городе. Они переезжают за город, чтобы меньше контактировать с соседями. Кто-то покупает то, что продают, кто-то строит, чтобы переехать как можно быстрее.
В плане скорости каркасно-щитовое домостроение не имеет конкурентов. Получить готовый дом под ключ вполне реально за несколько недель (не считая подвода коммуникаций). По мнению президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, сборно-щитовой сегмент может занять до 60-70 процентов от всего индивидуального жилищного строительства.
Для этого, правда, потребуется время, лет 10, но перспективы развития производства панелей и готовых сборных решений — налицо.
Сегодня рынок деревянного домостроения в России приблизительно оценивается в 420 миллиардов рублей, однако популярность его снижается. В 2019-м по сравнению с 2018-м сокращение в денежном выражении составило 6%.
Меняются и приоритеты: всё меньше желающих покупать дома из дорогого клееного бруса и дерева, всё больше спрос смещается в сторону более дешёвых сендвич-панельных вариантов.
Впрочем, это и неудивительно, учитывая сокращение реальных доходов населения.
Оренбургская область в этом плане и вовсе в аутсайдерах. Рынка панельного домостроения у нас практически нет: спрос исчисляется буквально единичными вариантами.
— Причин тут несколько, но основные я бы выделил две: суровый климат и высокая цена конечного варианта, — комментирует эксперт по недвижимости компании «ТВЕ-Риэлт» Виктор Горшенев. — Для нашего жаркого лета, холодной зимы и пронизывающих ветров лёгкие южные варианты домиков точно не подходят. А те, что у нас можно ставить, стоят довольно дорого. Беда ещё и в том, что своего массового производства сборных домов у нас нет, всё везут издалека. И, соответственно, цена с учётом доставки и сборки уже становится сопоставимой с возведением классического каменного дома.
Кроме того, удалённость домостроительных комбинатов сразу ставит вопрос гарантии. А если панель промерзает? Если нарушена технология и обнаружилось это не сразу? К кому предъявлять претензии?
Справедливости ради нужно отметить, что крупного производства домостроительных щитовых материалов в России вообще немного. Один из примеров — тамбовский комбинат «Тамак».
Здесь производят каркасно-панельный дом практически полностью: пол, стены, потолок. Каждая панель — это деревянный каркас с базальтовым утеплителем внутри. Внешний и внутренний слой обшивают цементно-стружечными плитами. В готовой конструкции формируют проёмы и вставляют в них окна и двери. На стройплощадке панель становится отдельной стеной. Собрать дом заводского производства одна бригада с автокраном может за пять дней. На заводе в Тамбове производят четыре миллиона квадратных метров цементно-стружечных плит и 1000 домов в год. Треть сырья и половина домокомплектов уходит за границу. Остальные материалы «Тамак» продаёт российским переработчикам, а домокомплекты — аккредитованным строительным компаниям. Самостоятельно завод каркасные дома в России не строит.
При этом 75% заказчиков — это физические лица, простые россияне, которым дом нужен непосредственно для жилья. Остальные 25% — инвестиционные клиенты, которые собирают дома и продают уже потом готовые, вместе с земельными участками.
Одно время были заказы на коммерческую сборно-щитовую недвижимость — гостиницы, кафе, но сегодня они почти сошли на нет.
В Торгово-промышленной палате между тем отмечают: популярности сборно-щитовых, панельных сооружений в России мешает и то, что они оказались частично вне правового поля. Так, деревянные дома имеют высокий класс пожароопасности, их нельзя строить в сейсмоопасных районах и выше трёх этажей. Будут проблемы и в том случае, если вы захотите купить такой дом в ипотеку. Банки до сих пор крайне настороженно относятся к ним, неохотно оформляют залог.
— Причина тут в откровенно устаревшей нормативной базе. Она практически вся с советских времён. До сих пор довольно предвзятое мнение о таких домах, хотя опыт эксплуатации доказывает обратное. Мы в ближайшие года два-три могли бы достаточно серьёзно доработать нормативную базу, чтобы расширить возможности для приобретения домов через ипотеку, с помощью материнского капитала и т. д., — уверен Сергей Катырин.
По словам президента ТПП РФ, сегодня в России более трёх миллионов семей хотели бы переехать за город. Среди них немало и многодетных, для которых просторный дом — идеальное решение. Сделать это быстро, при этом сохраняя качество, как раз и могла бы отрасль сборно-каркасного домостроения. Но рынку пока не хватает чётких правил игры и инструментов поддержки спроса.