Posted 2 августа 2018, 08:49

Published 2 августа 2018, 08:49

Modified 17 октября 2022, 16:12

Updated 17 октября 2022, 16:12

Недоступный экспорт. РЖД не справляются с вывозом сельхозпродукции в Прибалтику

2 августа 2018, 08:49
По данным Российского зернового союза, железнодорожники удовлетворяют лишь 30% заявок в этом направлении.

Прибалтика, прежде всего Латвия, нужна для вывоза объемов зерна, которые дорого или сложно экспортировать через порты Юга и Северо-Запада РФ. Эксперты подтверждают, что вывоз зерна в этом году подвергается большим ограничениям, нежели перевозка иных грузов. Но в ОАО "РЖД" утверждают, что отправка зерна в Прибалтику и конкретно в Латвию кратно растет, сообщает "Комерсантъ".

Об ограничении экспорта зерна через порты Прибалтики написано в письме вице-президента Российского зернового союза (РЗС) Александра Корбута вице-премьеру Алексею Гордееву.

Как пишет РЗС, сегодня для экспорта сложились довольно удачные условия. Несмотря на засуху, в этом сельхозгоду сбор зерновых может составить 105 - 114 млн тонн, что при рекордных переходящих запасах в 20,4 млн тонн, прогнозируемом спаде производства на Украине и в Европе и хорошей рыночной конъюнктуре создает предпосылки для экспорта 42 - 45 млн тонн. К слову, в прошлом году через порты Прибалтики ушло всего 1,76 млн тонн зерна и 1,2 млн тонн продукции масложировой и сахарной промышленности. Как сообщает господин Корбут, российские порты Балтики (Калининград, Усть-Луга, Петербург и др.) «в настоящее время физически не готовы обеспечить перевалку зерна и продуктов переработки требуемых объемов», так как инфраструктура не достроена.

РЗС замечает, что зарубежные порты Балтики, прежде всего Латвии (Лиепая, Рига, Вентспилс), традиционно ориентированы на этот экспорт. Но, «по информации участников рынка, существует тенденция искусственного ограничения российского экспортного потенциала», пишет Александр Корбут.

- ОАО "РЖД" согласует не более 30% заявок на экспорт зерна и продуктов переработки через порты Прибалтики со ссылкой на «технические причины», по другим грузам такого не прослеживается. Союз просит вице-премьера рассмотреть вопрос об обеспечении перевозки зерновых грузов в порты Прибалтики, - сообщает Корбут.

В этом году ситуация с зерном выделяется на фоне других грузов. Как говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, во втором квартале перевалка грузов (в первую очередь угля и нефтепродуктов) из РФ через порты Латвии демонстрировала позитивную динамику по сравнению с первым кварталом, что объясняется в том числе ограничениями по выгрузке в Усть-Луге. В то же время, отмечает он, по зерну ситуация принципиально иная: ОАО "РЖД" ограничивает отправки в порт Лиепая, который за первое полугодие увеличил отгрузку зерновых грузов на 52,6%, до 1,72 млн тонн (преимущественно российских). По доле отклоненных заявок через Латвию зерно лидирует, говорит эксперт, но поставки через Лиепаю продолжатся до запуска «Новотрансом» зернового терминала в Усть-Луге.

- Для ряда производителей зерна выход в Прибалтику - единственная возможность недорогого и оперативного экспорта. Коридоры Юга традиционно переполнены и более затратны, и зернопроизводители регионов, удаленных от Новороссийска, оказываются отрезаны от своих коридоров,говорит источник "Ъ" в отрасли.

Решение о недопуске зерна на Балтику, по его оценке, может привести к недовывозу 150 - 200 тыс. тонн зерновых грузов в месяц! Прибалтийское направление важно, особенно когда инфраструктура используется с максимальной нагрузкой, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов. Он отмечает, что в сезон 2016/17 года через балтийские порты ушло 1,5 млн тонн зерна, в сезон 2017/18 года - 2 млн тонн. По его словам, Прибалтика дает сквозной тариф (железная дорога плюс порт), который для аграриев центра РФ зачастую выгоднее, чем условия портов РФ.

Но в ОАО "РЖД" говорят, что принимают меры по вывозу всех грузов.

- Погрузка зерна в адрес стран Балтии в первом полугодии выросла более чем в три раза, доля зерна в общем экспорте в Латвию выросла кратно, - говорят в монополии, добавляя, что согласовывают все предъявляемые объемы исходя из возможностей инфраструктуры. Погрузка зерна на сети ОАО "РЖД" в январе - июле выросла на 51,8%, до 15,9 млн тонн.

Ещё раз отметим, что в 2018 году от засухи пострадали сразу несколько российских регионов. Так, урожайность сенокосных угодий в Астраханской области снизилась на 30%, Крым потерял около 500 тыс. т зерна. В Волгоградской области из-за жары погибли посевы сельскохозяйственных культур на площади 430 тыс. га, что составляет 14% их общей площади, в Оренбуржье - посевы на площади более 17 тыс. га. Также об ущербе заявляли в Саратовской области, республиках Адыгее и Калмыкии.

Однако в Минэкономразвития прогнозируют: зерна хватит всем. Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев упоминал, что урожай зерновых в размере 100 млн т, который Россия может получить в этом году, позволит стране закрыть внутренние потребности в зерне. Схожей точки зрения придерживается вице-премьер Алексей Гордеев, который считает, что в стране нет причин для дефицита продовольствия и роста цен на него. Экспорт зерновых в 2018/19 сельскохозяйственном году (начался 1 июля) ожидается в размере 44 - 45 млн т.

Подпишитесь