Искусство - не услуга! Тогда что же?

Искусство - не услуга! Тогда что же?

Искусство - не услуга! Тогда что же?

22 декабря 2017, 18:20
Культура
На прошедшем 21 декабря совете по культуре Президент России Владимир Путин, выслушав все жалобы, предложил не считать искусство услугой. Тогда к какой категории относится этот вид деятельности? И кто обеспечит искусство - музыку, литературу - материально? Этот вопрос мы задали деятелям культуры нашей области.

Александр Папыкин, старейший актёр Оренбургского театра драмы, заслуженный артист России:

- Смотря что называть искусством: телешоу с шутками ниже пояса или концерт симфонического оркестра? Почему-то первое всецело поддерживается и на федеральном, и на местном уровне. В отличие от второго. Может, потому, что больших начальников в концертном зале, как правило, не видно, а в театре они чаще бывают по служебной надобности?

Считаю, что постановка искусства в один ряд с предприятиями службы быта, как сферы услуг, была большой ошибкой. Театр, в отличие от банно-прачечного комбината, должен воспитывать человека, напоминать ему о душе. Поход туда должен быть сродни походу в храм, а не в баню. И если государство хочет, чтоб театральное искусство воздействовало на высокие, а не на низменные чувства, тогда оно должно брать на себя материальные затраты, как это было не только при советской власти, но и в царской России. Императорские театры тогда жили на царские деньги, а частные антрепризы - на средства предпринимателей.

Но есть у нас и другая проблема. Театры по своему материальному обеспечению делятся на столичные и провинциальные. Ведущие актёры областного театра при всех надбавках зарабатывают лишь половину зарплаты гардеробщика того же Вахтанговского театра, на который сыплются гранты.

Больше того, государство сейчас не в силах даже проконтролировать, куда деваются средства, выделенные из бюджета на постановку, к примеру, того же Гоголь-центра. Миллионы уплывают в никуда. И в то же время актёры в провинции зарабатывают максимум по 15 тысяч рублей в месяц. На что им детей кормить?

Проблемы столичных деятелей искусств сильно отличаются от наших. Как и их отношение к нам. Вы заметили, на совете у президента они опять поднимали вопрос о том, что провинциалы, дескать, не заслуживают звания народного артиста? Только в Москве народные. Разве это справедливо по отношению к тысячам талантливых актёров российских театров?

Валерий Кузнецов, поэт, член Союза писателей России:

- Творческих людей необходимо поддерживать. Для этого и существуют творческие союзы. В нашей области фактически три писательских. Два Союза писателей России и один Союз российских писателей. В каждом из них есть свои авторы. Каждый выпускает свои сборники, альманахи и помогает издаваться своим писателям и поэтам.

Фактически каждый автор, который входит в какой-нибудь союз, рассчитывает, что сможет получить помощь в виде гранта на издание своей книги. Вот о том, чтобы русскую литературу власти стимулировали в форме грантовой поддержки, и надо вписать строчку в такой закон.

Возможно, людям, далёким от литературной работы, покажется странным наличие нескольких союзов. Но объединить их, на мой взгляд, уже невозможно по ряду причин. В частности, из-за порой непримиримых позиций авторов, входящих в разные союзы.

А вот распределение средств поддержки тех или иных писателей должно быть процессом открытым и объективным. И проходить по представлению руководства союзов, которое оценивает художественную и общественную значимость рукописи.

Но в конечном итоге вышедшие книги оценивает читатель. Его не обманешь. И тот, кто выделяет средства, может увидеть сам, насколько востребованы книги, насколько эффективно были использованы деньги.

Евгения Шевченко, министр культуры Оренбургской области:

- Нам очень нужен закон о культуре. Любая деятельность должна иметь свою законодательную базу. Одно время в Думе рассматривался проект такого закона. Но почему-то не пошёл. А ведь он бы закрепил, подчеркнул статус всего направления этой работы.

И культура в соответствии с этим законом действительно не должна находиться на уровне сферы услуг. Ведь если работу педагога или врача можно определить по результату - выучил, вылечил, - то как определишь работу художника, поэта или актёра? С каким настроением вышел зритель, увидев оперу "Евгений Онегин"? Раскроет он после этого томик Пушкина? Захочет сделать кому-то добро?

Не зря ведь слова "культура" и "культивировать" от одного корня. Мы культивируем, возделываем, только не поля, а человеческие души. Из-за этого порой бывает сложно оценить объёмы финансирования, необходимого, к примеру, для постановки одного полноценного спектакля. Сложно оценивать наших столичных коллег, у которых такие объёмы несоизмеримы с нашими. Просто каждый считает, что только на озвученную им сумму можно создать настоящий шедевр.

В нашей области в нынешнем году проходит поэтапное повышение зарплат работникам культуры. Надеемся, что уже в следующем мы сумеем повысить их оклады на сто процентов. И это будет справедливо по отношению к нашим артистам, музыкантам, художникам. Всем, кто закладывает ростки разумного, доброго, вечного.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter