Posted 27 октября 2021,, 11:25

Published 27 октября 2021,, 11:25

Modified 17 октября 2022,, 17:28

Updated 17 октября 2022,, 17:28

В Оренбурге хотят построить Центр пассажироперевозок на деньги миллиардера С. Черного

27 октября 2021, 11:25
Для решения проблем пассажирского транспорта в Оренбурге планируется построить новый Диспетчерский центр, который бы занимался контролем перевозок. Переговоры о финансировании проекта мэрия Оренбурга ведёт с известным предпринимателем, владельцем оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Сергеем Черным.
Сюжет
Город

И.о. главы Оренбурга Сергей Салмин после разговора с губернатором Денисом Паслером о плачевной ситуации с общественным транспортом города, с многочисленными жалобами на то, что автобусы ходят редко, рано заканчивают движение по маршрутам, сообщил:

Сейчас нет контроля над перевозчиками, мы не видим их маршрутную сеть, не видим количество подвижного состава на маршруте и время, когда они выезжают на улицы и покидают их. Мы ведем переговоры с Сергеем Черным по вопросу инвестирования 50 миллионов рублей в создание городского диспетчерского центра для контроля пассажирских перевозок.

Новый Центр, как предполагается, станет базой для контроля движения автобусов. Все машины будут оснащены приёмниками системы ГЛОНАСС и в режиме онлайн будут отсылать данные на пульт дежурных. В дальнейшем не исключена и установка датчиков входа-выхода пассажиров. Таким образом, можно будет видеть полностью картину — где едут автобусы, сколько туда зашло пассажиров, какой из автобусов сошёл с маршрута или вообще на него не выехал, по какой причине.

В дальнейшем система будет масштабирована и на автомобили оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «Природа».

— В эту же систему планируется включить и всю технику, которая занимается вывозом мусора в городе. Все передвижения будут видны в режиме реального времени. Сейчас, к примеру, мы получаем от оператора данные на бумаге, но исполняются ли обязательства, в каком объёме, мы не видим, — уточняет Сергей Салмин.

Между тем информация о строительстве нового диспетчерского центра вызвала недоумение у экспертов.

— Вообще-то Единый диспетчерский центр (ЕДС) пассажирского транспорта в городе есть. Мы открыли его ещё в 2012 году, закупили компьютеры, программное обеспечение, обеспечили коммуникацию между Центром и автобусами. На каждом аппаратном совещании начальник Центра докладывал главе города о ситуации на маршрутах, какие есть проблемы, где заторы… Более того, у первого заместителя на экране компьютера всегда можно было вызвать окно с картой, где видно было движение автобусов и оперативно решать проблемные ситуации. Был в каждом автобусе и троллейбусе номер телефона диспетчерского центра, отдельный, чтобы не загружать службу 005. Но после ареста и отставки Евгения Арапова всё развалилось, — рассказал экс-начальник Управления пассажирского транспорта Оренбурга Максим Фазуллин.

Источник, близкий к МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» подтвердил, что формально ЕДС существует в городе и сегодня. Но фактически теперь это симулякр — системы коммуникаций разрушены, и для того, чтобы узнать, сколько вышло сегодня автобусов на линию, диспетчер просто звонит по телефону на автобазу и заносит данные в бумажный журнал.

— Информация о том, что идут переговоры администрации города с предпринимателем Сергеем Черным нам известна, — комментирует депутат Оренбургского городского Совета Александр Шмарин. — Я не знаю всех деталей, но в целом идея того, что предприниматель и меценат, который уже известен своими крупными пожертвованиями на строительство инфекционной больницы, на ремонт стадиона «Динамо», выделит средства ещё и на диспетчерскую — она, конечно, отличная. 50 миллионов рублей — это большие деньги, и их вкладывают в развитие городского транспортного хозяйства — можно только поприветствовать такой шаг и поблагодарить инвестора. Но вопрос — что это будет за центр? В чьей собственности? Его построят и передадут городу? Или будет некая концессия, государственно-частное партнёрство? Нам пока не дают точные ответы на эти вопросы.

Возможно, на эти деньги как раз обновят фактически заброшенный ещё с лета 2018 года муниципальный ЕДС. А может быть, построят новый, с нуля.

Впрочем, наличие центра само по себе не решит транспортную проблему, уверен Максим Фазуллин:

— Хорошо, построили вы диспетчерскую, современную, с компьютерами-глонассами, а дальше что? Кто людей будет возить? Да, ЦДС будет принимать жалобы и показывать, что на линии нет машин. А что толку? Людям разве легче от этого станет? Начинать, на мой взгляд, надо с формирования самой модели, с диалога с перевозчиками. А его нет. Проведение конкурса откладывают, два мэра города уже поменялись, а не то что конкурса, даже положения по нему нет. Какие автобусы нужны будут городу, какой вместимости, по каким маршрутам пойдут? Неизвестно! Как в этих условиях работать перевозчику, если вообще никакого диалога и доверия к власти нет? — считает Фазуллин.

Эксперт также задаётся резонным вопросом — люди видят ситуацию, которая сложилась с вывозом мусора в городе. Видят заваленные и загаженные контейнеры. И знают, что началось это после того, как стартовала мусорная реформа, а вывозом ТКО занялась ООО «Природа», которая и принадлежит Сергею Черному.

Конечно, в мусорном коллапсе, который уже два года наблюдают оренбуржцы, нельзя всех собак вешать только на одного лишь мусорного оператора. Тут куча нюансов, начиная от непродуманности реформы вообще и заканчивая спорной ситуацией с принадлежностью контейнерных площадок. Но в любом случае все шишки летят именно в «Природу». Так что люди однозначно будут задавать вопросы — а не получится ли с пассажирским транспортом та же история, что и с мусором?

Слишком наболевшая тема, где малейший прокол обернётся настоящим социальным взрывом. Пусть даже если и начинали государственное и частное партнёрство с самыми благими целями.

"