Posted 20 июня 2018,, 09:51

Published 20 июня 2018,, 09:51

Modified 17 октября 2022,, 16:06

Updated 17 октября 2022,, 16:06

Загрубили с ценой.Почему городские маршруты обязали "продать" через конкурс

20 июня 2018, 09:51
Предписание Оренбургского регионального управления Федеральной антимонопольной службы в адрес администрации города Оренбурга может стать поворотной точкой в перестройке рынка пассажирских перевозок. Муниципальный транспорт может попросту исчезнуть с улиц: слишком дорого он обходится бюджету.
Сюжет
Город

Речь идет об автобусных маршрутах с регулируемым тарифом № 19, 20, 21, 23, 24, 46, 47, 48, 90. Нарушения закона «О защите конкуренции» при организации их движения и обнаружили антимонопольщики Оренбуржья.

Сегодня перевозку людей на них обслуживает муниципальное казённое предприятие (МКП) «Оренбургские пассажирские перевозки». Напомним, что уже через неделю, с 1 июля, проезд на муниципальных автобусах подорожает до 20 рублей. Однако нюанс в том, что МКП уже получает из городской казны ежегодную дотацию около 135 миллионов рублей на осуществление этих самых перевозок.

Чиновники федерального ведомства были немало удивлены цифрами, представленными для анализа. Оказалось, что автобусы МКП на указанных выше девяти маршрутах перевозят в год около 3,5 миллиона пассажиров. Таким образом, за каждого из них бюджет доплачивает по 38 рублей 50 копеек. Плюс ещё 20 рублей, которые пассажир заплатит кондуктору в автобусе - итого выходит 58 руб. 50 коп. Такова реальная цена проезда у муниципалов. Весьма круто, если учесть, что частные перевозчики за 22 рубля возят людей без всякого намёка на бюджетную помощь и субсидии.

Поскольку деньги на проезд выделяются казённые, то по закону выдать их какому-то конкретному автопредприятию нельзя. Нужно устраивать тендер: кто предложит меньшую цену за провоз одного пассажира - тот и получит контракт. Именно на это указал УФАС, выдавая предписание.

Нетрудно догадаться, что частные перевозчики охотно заберут субсидированные маршруты. Более того, если им за каждого пассажира бюджет заплатит по 38 рублей, то людей они готовы возить даром. Однако город не спешит идти на торги. Если отобрать у МКП эти девять муниципальных маршрутов, то предприятие можно смело банкротить: с такой себестоимостью проезда да без господдержки им на дорогах города делать будет нечего.

Кстати, ещё одним пожирателем бюджетных рублей в городе является электротранспорт. В совокупности с муниципальными автобусами ежегодные расходы на него составляют 260 миллионов рублей.

Давно звучат голоса ликвидировать троллейбусный парк полностью, а муниципальные автобусы - выводить на конкурентную борьбу, без "подкормки" из бюджета. Сэкономленные же казённые средства раздать всем поровну на дотации - это позволило бы, как минимум, удержать тарифы от повышения из-за роста цен на бензин.

Впрочем, есть и другая точка зрения: отказ от городского казённого автопредприятия и передача всего объёма перевозок частникам сделают власть уязвимой. Захотят перевозчики продавить свои условия и угрозами всеобщей забастовки заставят администрацию согласится на любые их условия. Но тем не менее факт остаётся фактом - муниципалы оказываются намного дороже частника.

- А чего удивляться? У них там, в казённом предприятии, какие штаты? Директор, заместитель, главный механик, бухгалтера, секретари, служебные машины... И каждому плати зарплату! А я на своём "пазике" сам себе и директор, и механик, и секретарь, объясянет водитель Вадим Наврузов.

Городские чиновники, впрочем, дают свою картину ситуации: частник потому даёт меньший тариф, что не платит налоги, собирает деньги за проезд наличными. Многие работают без кондукторов (а это - угроза безопасности), да к тому же и ездят по самым прибыльным маршрутам. Муниципалам же достаются маршруты затратные, с длинными пробегами и малым пассажиропотоком. Но и их кто-то должен обслуживать, возить людей из отдалённых частей города.

Как бы то ни было, но пассажиру не столь важно, кто и кому сколько перечисляет из бюджета. Главное - чтобы исправный автобус вовремя подошёл к остановке, в него можно было сесть и недорого доехать до места. Такая ситуация возможна, только если будет здоровый компромисс: муниципалы договорятся с частниками.

Пока же всё развивается по скандальному сценарию: идут взаимные упрёки и судебные процессы. И, судя по всему, на скорое разрешение ситуации надеяться не приходится.

"