Posted 14 августа 2020, 09:10
Published 14 августа 2020, 09:10
Modified 17 октября 2022, 17:25
Updated 17 октября 2022, 17:25
Троллейбусной сети Оренбурга — 67 лет. Первая электрическая машина вышла на маршрут города в мае 1953 года. Максимальное количество маршрутов составляло 11 в 1993 году, а число выходящих на линию машин тогда — более 200.
На сегодняшний день от былого великолепия осталось только жалкие крохи. Так, официально в городе существуют 6 троллейбусных маршрутов:
Однако но де-факто именно электрическими машинами обслуживаться только 4 из них. Маршруты № 6 и № 7 обслуживаются автобусами из-за ремонта улиц Туркестанской и Комсомольской. Там демонтирована контактная сеть и опоры, поскольку идёт замена коммуникаций.
Парк троллейбусов по состоянию на начало августа составлял 57 машин. Но на линию выходят максимум 43 из них, остальные — «на приколе». Дело в том, что троллейбусы давно выработали свой ресурс. 42 машины, закупленные с 2004 по 2012 годы, изношены на 100%. Ещё 15 электромашин были поставлены в Оренбург в 2013 году, из состояние чуть лучше, но степень износа тоже критическая — 94-98%.
Электротранспорт Оренбурга, по данным администрации города, остаётся самым дорогим видом пассажирского транспорта в областном центре. Себестоимость перевозки одного пассажира в троллейбусе при существующем парке составляет 72 рубля 28 копеек. А если посчитать ещё и затраты на лизинг новой техники, то цена проезда улетает и вовсе до заоблачных 108 рублей. Реально на такси — дешевле!
Между тем для пассажиров Оренбурга тариф на одну поездку на троллейбусе составляет 21 рубль. Разницу между себестоимостью и платой покрывает бюджет. Ежегодно на поддержку общественного муниципального транспорта из городской казны выделяется около 250 миллионов рублей. И примерное 60% этой суммы «съедает» как раз троллейбусный парк.
Во время встречи с журналистами глава Оренбурга Владимир Ильиных признал: ситуация с электротранспортом в городе катастрофическая. Нужно принимать принципиальное решение: оставлять ли троллейбус как вид транспорта вообще, и если оставлять — то на каких направлениях.
— Это решать только горожанам. Нужно общественное обсуждение: если оренбуржцы считают, что троллейбус должен оставаться как некая изюминка города, неотъемлемая часть его истории — то это один вопрос. Тогда разрабатываем маршруты, просчитываем экономику, оцениваем пассажиропоток. Если же исходить из финансовой логики, то автобусы будут дешевле. А с учётом того, что их мы сейчас закупаем с оборудованием для езды на метане, то и вопросы экологии снимаются. Автобусы на газе намного чище бензиновых и дизельных, — прокомментировал Владимир Ильиных.
Между тем в российских городах троллейбусные сети стремительно сокращаются с 2010-х. «Новые известия» пишут о восьмикратном сокращении маршрутов в Москве. А за последние три года пять крупных городов и вовсе отказались от этого вида транспорта. Так, например, 31 декабря 2019 года был последним днём работы пермского троллейбуса. А 14 апреля 2020-го навсегда отключили ток уже троллейбусам в Твери.
Есть, правда, вариант «реинкарнации» этого вида электротранспорта, но уже в новом качестве электробуса. Это электромашина с накопителем энергии (аккумулятор или ионикс), который позволяет часть маршрута проезжать без привязки к проводам. Электробусы активно сейчас продвигают в Москве и Санкт-Петербурге. Но всё упирается в цену: стоимость аккумуляторной машины в 2,5-3 дороже, чем автобус, аналогичный по вместимости. Позволить себе такой вид транспорта может только очень богатый город.
Оренбург, увы, к ним не относится.