Posted 11 августа 2021,, 10:29

Published 11 августа 2021,, 10:29

Modified 17 октября 2022,, 17:07

Updated 17 октября 2022,, 17:07

До 40 руб. может вырасти проезд в Оренбурге из-за катастрофического роста цены на газ

11 августа 2021, 10:29
Автоперевозчики Оренбурга в панике. Из-за катастрофического роста цены на сжиженный газ (пропан-бутан) пассажирские перевозки в городе на грани полной остановки. Большинство автобусов заправляются как раз сжиженным газом, но только с начала августа он подорожал на треть.
Сюжет
Город

«Мы никуда не поедем!»

Пропан-бутан традиционно используется на транспорте как дешевая альтернатива бензину и солярке. Много лет сжиженный газ стоил примерное в 2 раза дешевле литра Аи-95. Но в последние два года ситуация резко поменялась. Газ дорожает гораздо быстрее бензина. Но в это лето ценники просто улетели в небеса.

Так, ещё в июле литр пропан-бутана стоил около 26 рублей. Однако уже сегодня на ряде АГЗС его стоимость подскочила до 36 рублей. Но и это ещё цветочки. Шесть дней подряд цена пропана растёт на оптовой бирже в Санкт-Петербурге, которая и является основным маркером, на который ориентируются оптовые и розничные продавцы. Там лоты с отгрузкой на эстакаде Гелиевого завода в Оренбурге уже достигли стоимости в 61550 рублей за тонну. В пересчёте на розницу это получается более 46 рублей за литр!

— Ситуация близка к панической, люди просто не знают, что происходит, — комментирует руководитель Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин. — Никогда не было такого, чтобы цена литра топлива была выше стоимости проезда. Иначе работать перевозчикам нерентабельно. Третий день уже к нам в Ассоциацию поступают заявления — нужно поднимать тариф. В противном случае автобусы, кто заправляется пропаном-бутаном (а их более 60%) просто встанут. Начнётся, условно говоря, «итальянская забастовка»: кто-то сломается, кто-то встанет на профилактику, техобслуживание, но главное — не выйдет на маршрут. А зачем, если каждый круг по городу при тарифе в 28 рублей будет просто убыточен?

Перевозчики и так сжигают впустую горючее, простаивая в огромных пробках, образовавшихся из-за ремонта дорог Володарского и Постникова в центре. Водители нервничают, пассажиры мечутся, проклиная транспортный коллапс, и в итоге вымещая зло на тех же самых водителей маршрутного транспорта. И это всё в совокупности тоже весомый фактор вообще поставить автобус «на прикол», до тех пор, пока не будет восстановлена нормальная дорожная инфраструктура в центре, а ситуация с ценами и тарифами не придёт к логическому балансу.

Губернатора поставили в известность

Ассоциация перевозчиков направила письмо губернатору Оренбургской области Денису Паслеру о ситуации в отрасли. Причём к документу приложили и данные о стоимости газа в соседних регионах — Татарстане, Башкортостане и Самаре. Там, к слову, тоже топливо подорожало, но не так сильно как у нас: от 29 рублей за литр пропана в Самаре до 30,9 рублей — в Башкирии. А кроме того, тариф на проезд в крупных городах у соседей давно уже согласовали на уровне 35 рублей. То есть баланс рентабельности сохранён.

— Нас часто упрекают, что мы-де молчим и не говорим о проблемах. Вот, теперь сообщаем губернатору — если ситуация не поменяется, будет коллапс. Надо что-то делать, — говорит Максим Фазуллин.

Правда, попытки повлиять на рынок сжиженного газа в области предпринимались и ранее. Однако практических результатов они не возымели. Ещё в 2019 году проводили совещания на тему дисбаланса цен на топливо в нашем регионе по сравнению с соседями. Были обращения в Антимонопольную службу с целью проверить возможный сговор, были письма и в прокуратуру. Однако результат — нулевой. Никаких нарушений ведомства не нашли, а такой дикий рост цены в городе, рядом с которым расположен крупнейший газоперерабатывающий комплекс объяснили «рыночной конъюнктурой».

При такой ценовой политике резоннее вообще отказаться от газобалонного оборудования и заправлять автобусы бензином. Но цена на него тоже растёт, и в любом случае отразится на себестоимости проезда. То есть, снова встанет вопрос о повышения тарифа. И если ездить на бензине, то до 40-42 рублей за одну поездку.

— Мы понимаем, что это, конечно, запредельные суммы. Людям такие цены не по карману. Но какой выход? Себе в убыток никто ездить не будет. Отрасль не оправилась ещё от коронавирусной катастрофы 2020 года, когда пассажиропоток упал более чем вдвое. Он в итоге так и не восстановился. Водители увольняются, так как нет выручки. Автобусы встают, и их всё меньше на линиях. В общем, проблем накопилось много и без этих ценовых скачков на топливо. И да, реально отрасль на пороге глубочайшего с 90-х годов кризиса. Нужны экстренные меры, иначе мы её просто можем потерять, — считает эксперт.

"