В ближайшие недели будут закуплены и поставлены сразу восемь специальных комплексов, которые устанавливаются на грузовое авто. Грубо говоря, это пластиковые баки для жидкости, бункер с сухим реагентом, насос и система форсунок, распыляющих готовую смесь над асфальтом.
Цена одной установки — 400 тысяч рублей, и за 8 штук бюджет города заплатит, соответственно, 3 млн. 200 тысяч рублей.
Примечательно, что в Оренбурге никогда прежде в массовом порядке на дорогах общего пользования не использовались жидкие реагенты против гололёда. С наледью боролись «дедовским» методом, применявшимся ещё с XIX века — рассыпая простую соль (хлорид натрия) и песок.
Из-за этого снег становился грязно-чёрным, соль разъедает обувь и кузова автомобилей. А по весне, едва только немного высыхали дороги, ветер тут же поднимал тучи пыли. Плюс постоянная проблема с чисткой ливнёвок, которые тоже забиваются остатками зимних «посыпок».
Более безопасными считаются жидкие реагенты, которые плавят лёд, не оставляя грязно-песчаных разводов, не засаливают почву и не столь химически агрессивные к металлу. Это хлорид кальция либо составы на его основе, с добавкой ингибиторов.
Жидкие кальциевые реагенты, впрочем, имеют и недостатки. Они хуже обычной соли работают при температурах ниже -10 градусов. Зоозащитники требуют запретить хлорид кальция, так как его слизывают с лап бродячие животные и получают отравления. Но главное — такой реагент очень дорогой, стоимость тонны ингибированного хлористого кальция впятеро выше, чем тонна дорожной каменной соли — галита: около 22 тысяч рублей вместо 4,5 тысяч за обычный соль-илецкий продукт.
Именно поэтому позволить себе поливать дороги кальциевыми составами могут только города-миллионники с большими бюджетами. Впрочем, нужно отметить, что расход жидкого реагента для достижения аналогичного эффекта по плавлению льда существенно ниже, чем песчано-солевой смеси. Тем не менее даже с учётом этого расходы на «поливку» дорог оказываются заметно выше, чем на «посыпку».