Posted 25 февраля, 10:42

Published 25 февраля, 10:42

Modified 25 февраля, 11:09

Updated 25 февраля, 11:09

Как распознать текст нейросети

Мы попали в нейросети: искусственный интеллект сделает из двоечника отличника?

25 февраля 2025, 10:42
Фото: 1MI. Как распознать текст нейросети

Преподаватель университета рассказал, как отличить текст нейросети от настоящего

Студенты и школьники все чаще стали прибегать к помощи ИИ в подготовке домашних заданий, контрольных и курсовых. Порой даже опытные педагоги не могут отличить ненастоящий текст от настоящего. Смотрим, по каким признакам выбивается работа ИИ и чем опасна помощь компьютера.

Лучший помощник в учебе: как студенты обманывают преподавателей при помощи ИИ

С приходом в нашу жизнь искусственного интеллекта многие задачи уже не приходится решать самому. Специально обученные нейросети могут за считанные секунды сгенерировать не только картинку, но и полноценный текст, чем активно пользуются студенты.

Аркадий Т., который учится на последнем курсе одного из оренбургских вузов, уже забыл, какого это самому писать домашние задания и курсовые. За него это успешно делает искусственный интеллект. Всего-то надо сказать, какое у тебя задание, в каком стиле написать и как оформить.

— Последний раз я так писал курсовую. Сначала сгенерировал список литературы и сдал преподавателю. Мне внесли правки, но в целом работу приняли. Затем я точно так же сгенерировал содержание работы, утвердил и по уже отработанной схеме написал так всю курсовую. У меня это заняло не больше 10 минут вместе с оформление по ГОСТу. Когда я принес ее сдавать, то преподаватель спросил у меня, у кого я ее купил. Но я не покупал, а сам написал, пусть и при помощи нейросетей, — поделился с корреспондентом 56orb.ru студент.

Сейчас нейросети настолько сильно прокачены, что порой невозможно отличить, где написал работу человек, а где — обученный механизм. Возможно даже эту статью создала нейросеть. ИИ развивается, внедряет разные стили и даже шутки, пусть и не всегда к месту.

Кто пишет по-человечески? Эксперимент с оренбургским преподавателем

Мы решили проверить, сможет ли доктор филологических наук, опытный доцент кафедры журналистики ОГУ Татьяна Жаплова, распознать, какой текст написала нейросеть, а какой — живой журналист нашей редакции. Преподаватель каждый день имеет дело с текстами, поэтому задача казалась легкой. Но только казалась.

Перед вами два текста. Один — про повышение стоимости проезда в автобусе, второй — про открытие поликлиники в Южном. Оба материала — заметки, написанные журналистом по новостной повестке региона. Оба материала оригинальны по содержанию и структуре.

Мы попросили сгенерировать нейросеть похожие тексты, указав ключевые фразы, даты и чьи комментарии нужно вставить. Получившиеся тесты практически невозможно отличить от тех, что пишут журналисты. Посмотрите сами.

В итоге преподаватель на руки получила 4 текста — два от журналиста и два от ИИ. Татьяна Михайловна один текст угадала (с ценами автобусных билетов), а вот со вторым возникли проблемы. Вероятно, в замешательство ввели цитата министра и описание ремонта поликлиники, которые так натурально были сгенерированы.

При этом преподаватель отметила, что нейросети не всегда дают тот результат, который хочешь увидеть:

— Я опросила два курса студентов. Они рассказали, что к нейросетям обращаются не реже четырех раз в неделю, некоторые — каждый день. Смысл обращений: тему оформить, дать полный ответ по теме, сделать открытки для друзей, сделать карточки для тестирования, придумать рекламный слоган. Мы весной даже с двумя девочками проводили эксперимент небольшой. Я с компьютера, они с телефонов просили ИИ сгенерировать рекламный слоган. Задали тему специально одинаково. Нам почти слово в слово предложили одинаковые варианты. Удалили, конечно, и придумали сами, — отметила она.

Преподаватели и учителя по всей России отмечают, что из-за повсеместного использования нейросетей все сложнее стало проверять работы, ведь, по факты, приходится исправлять не реального человека, а искусственный интеллект, который уж точно ничему не научится.

Как распознать ИИ? Лайфхаки для учителей и преподавателей

С первого взгляда и правда сложно отличить «живой» текст от сгенирированного. Но, как оказалось, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Если их учитывать, то поймать недобросовестного студента станет проще и время на исправление мнимых текстов будет уходить меньше.

— Чтобы определить сгенерирован ли текст ИИ, важно сначала понять, что считать генерацией ИИ. Использование ИИ в работе над текстом не несет ничего плохого. Он может помочь сформулировать мысли, исправить ошибки и улучшить стиль текста. В таком случае текст остается авторским, несмотря на участие искусственного интеллекта в работе над ним. Другая сторона использования ИИ — генерация текста без участия человека. Искусственный интеллект часто перерабатывает уже существующую информацию не привнося ничего нового. Такие тексты не содержат оригинальных идей и не выражают авторской позиции, — пояснил Константин Ольшенбаум, преподаватель-практик кафедры искусственного интеллекта и анализа данных факультета Информационных технологий Университета «Синергия».

А вот и те самые советы, сохраняйте и помните, что работают они только в совокупности. Если в тексте есть хотя бы пара признаков, то можно сомневаться в оригинальности написанного.

  1. Текст лишен стилистических особенностей автора, нейтральный, слишком формальный и гладкий. Однако современные модели могут имитировать определенный стиль, если их об этом попросить.
  2. Тексты ИИ обычно не выражают ярко выраженную позицию, они обтекаемы и осторожны. Если текст нейросети содержит мнение, то оно будет шаблонным, очень осторожным и нейтральным.
  3. В тексте отсутствуют личный опыт и воспоминания автора. Хотя нейросеть может сгенерировать «историю из жизни», но она будет обобщенной, без деталей.
  4. Нейросеть крайне редко использует сленг, метафоры, отсылки, идиомы, крылатые выражения.
  5. В длинных текстах контекст уходит от одной мысли к другой. Обычно, когда автор текста — человек, то он держит мысль, которую хочет донести до читателя от начала текста и до его конца, тогда как нейросеть просто генерирует текст на определенную тему.
  6. Текст, как правило, идеален граматически, орфографически и стилистически, хотя иногда могут появляться странные ошибки и неестественные формулировки.
  7. Нейросеть не знает актуальных «на сегодня» данных. Она обучается на фиксированном массиве данных, собранных для ее обучения. Современные модели могут обходить это ограничение, используя поиск в интернете, но работают с полученными данными хуже, чем с теми, на которых они обучались. Например, она может выдать устаревшие и неактуальные данные.
  8. ИИ старается охватить в ответе как можно больше аспектов темы генерации, без детального погружения в какую-то конкретную мысль. Хотя, конечно, если нейросеть отдельно попросить добавить больше контекста на определенную тему.
  9. Тексты ИИ часто поверхностны. Искусственный интеллект не пытается донести какую-то конкретную мысль, у него нет цели заставить читателя поверить во что-то.
  10. ИИ не обладает собственным чувством юмора, но может генерировать шаблонные шутки, не понимая иронию или сарказм.
Подпишитесь