Posted 18 февраля, 13:02
Published 18 февраля, 13:02
Modified 18 февраля, 13:02
Updated 18 февраля, 13:02
О застройке территории бывшего водозабора стало известно еще в прошлом году. Тогда на заседании Градостроительного совета при губернаторе (участие в котором приняла и Наталья Ибрагимова, бывший министр архитектуры) новые собственники большого участка земли на набережной презентовали проект элитного жилья с видом на Урал и Зауральную рощу.
Согласно проекту, сразу за зданием Гауптвахты построят несколько многоквартирных домов, а в исторических зданиях — гостиницу, кафе, магазины и мастерские. Также в планах у правительства восстановить первую каменную церковь Оренбурга — Спасо-Преображенский собор, снесенный вскоре после революции (правда, здесь возникают большие сомнения: дело, безусловно, хорошее, но совершенно не понятно, на какие деньги восстанавливать). Оренбургских архитекторов такая перспектива использования земли в центре города возмутила, о чем эксперты говорили на собраниях.
Член Союза архитекторов РФ, архитектор-реставратор 1 категории, обладатель золотой медали Российской ассоциации реставраторов «За личный вклад в развитие российской школы реставрации» и, наконец, оренбуржец в пятом поколении Юрий Григорьев рассказал в интервью корреспонденту 56orb.ru, что не так с новым проектом и почему застраивать территорию водозабора — плохая идея.
Ровно 35 лет назад, 19 февраля 1990 года, Оренбург был признан историческим поселением. Почему это случилось? Потому, что город к тому времени сохранил не только отдельные памятники истории и архитектуры, но и сберег подлинную городскую среду: флигели, службы, каретники с конюшнями, заборы усадеб, ворота. Такие чудесные мелочи, как кованые карнизы и белокаменные крыльца, кирпичные дымники, просечные водосборные воронки, наличники со ставенками…
— Заявленный статус уберег центр от полного «обновления», первой частью которого был снесенный недавно «долгострой» на площади Ленина. В 2023 году были приняты два постановления правительства Оренбургской области об охране старого города. К сожалению, эти документы, несмотря на заявленные цели, не запрещают снос ценных градоформирующих и средовых зданий. Они разрешают новое строительство на свободных участках и даже в самом сердце Оренбурга, на Набережной, у Михайловских казарм. Теперь это законно, потому что с принятием постановлений упразднены все ранее разработанные и действовавшие охранные и защитные зоны памятников, запрещавшие новое строительство на большой территории старого города.
Юрий Григорьев уверен, что закон не защитил исторические здания, а тем более землю в самом центре города, что и привело к возможности застраивать новые элитные ЖК.
— Несмотря на беззубость названных документов в части охраны исторического наследия, даже их положения нарушаются планируемым строительством на освободившейся территории водоканала. Нарушается исторический рельеф и ландшафт, композиционно-видовые связи с акваторией Урала и Зауральной рощей, увеличивается транспортный поток. Все это принятым по историческому поселению Оренбург постановлением запрещено! В нем территория водоканала отнесена к «Зоне адаптации промышленных объектов», которая установлена на территориях бывших и действующих промышленных и коммунальных предприятий «с целью их последующей адаптации к исторической среде». Понимаете? Адаптации строений к среде, а не наоборот, не уничтожение исторической среды строительством элитного жилья. Тем более, что жилье здесь, по принятым же постановлениям не разрешено!
О том, что в самом туристическом месте города появится очередное элитный жилой комплекс, людей поставили в известность уже после согласования проекта. Архитектурное сообщество города концепт все еще не принимает. Юрий Григорьев отметил, что на этом месте можно было бы много чего сделать, но самое главное — нужно восстановить все памятники истории.
Архитектор-реставратор отметил, что на небольшой территории находятся пять объектов старого Уральского водозабора, остатки крепостного вала, фундаменты Золотого собора 1750 года постройки, являвшегося до конца XIX в. главным храмом Оренбурга. У его алтаря похоронены дети П. И. Рычкова, первые строители крепости, именитые горожане.
— Здесь же найдены фундаменты Александровских казарм 1830-х гг., которые могли бы быть частично восстановлены. К слову, в этих казармах в 1840-х годах жил и служил мой прапрадед Савелий Григорьев, рядовой первой роты третьего Оренбургского линейного батальона. И как мне относиться к тому, что эту бесценную землю, всю историю от основания крепости и до наших дней принадлежавшую городу, отдали в частные руки и собираются вплотную к перечисленным памятникам застроить жилыми домами современной архитектуры, из стекла и бетона! Восстановите собор, его некрополь, отреставрируйте и приспособьте под выставочные залы музея города, рестораны, кафе и вы поймете, что здесь ничего больше не надо строить, кроме благоустройства, озеленения и легких садово-парковых построек. Нужно вернуть эту часть известного места отдыха — Марсового поля — городу, горожанам.