Posted 3 декабря, 11:08
Published 3 декабря, 11:08
Modified 3 декабря, 11:14
Updated 3 декабря, 11:14
В Оренбурге отмечается сильный кадровый голод в сфере общественного транспорта. В мэрии говорят, что автобусы ходят плохо не только из-за пробок, но еще и потому, что нет водителей. Привлекать их пытаются удобным графиком, большими зарплатами и обучением за счет бюджета фирмы.
Эта проблема актуальна для многих городов России. И кадровые проблемы местные власти пытаются решать, привлекая к работе в качестве шоферов женщин. Оренбург — не исключение.
Глава города Сергей Салмин после транспортной реформы размещал на своей странице в соцсетях видео с водителями (водительницами?) прекрасного пола. Они рассказывали о своей профессии и о том, почему сели за руль.
Вообще, по данным МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», на предприятии работают 197 водителей автобусов, в том числе 14 женщин — водителей автобусов. Как стало известно 56orb.ru, большая часть женщин пришла из троллейбусного депо (11 человек), одна женщина долгое время работала на маршрутах, и 2 оренбурженки перешли с частного транспорта. На предприятии отмечают, что средний возраст оренбурженок — 48 лет.
— График работы водителей-женщин составляется с учетом их мнения. Ремонтная служба уделяет особое внимание при исполнении заявок на ремонт водителей-женщин. Условия работы водителей женщин на линии не отличаются от условий работы водителей-мужчин, — рассказали в Пассажирских перевозках корреспонденту 56orb.ru.
Как работается женщинам на общественном транспорте, с какими трудностями они сталкиваются и терпят ли негативное отношение со стороны коллег и пассажиров, потому что это не женская профессия, рассказала в интервью корреспонденту 56orb.ru водитель Светлана Осипова.
В 1997 году Светлана устроилась диспетчером конечной станции в троллейбусное депо, потом стала диспетчером по выпуску, а в 2010 году — водителем троллейбуса. В 2022 году после сокращения женщина отучилась на категорию «Д» и пошла работать на общественный транспорт. Увидеть Светлану можно на 10 маршруте.
— Пришлось открывать другую категорию, но для меня это не было сложным. Правила дорожного движения везде одинаковые. На троллейбусе я минимум два раза в год сдавала ПДД и за 12,5 лет заучила наизусть, — отмечает Светлана. — Для меня работать на автобусе тоже оказалось просто. Новые машины — с автоматической коробкой, управляются проще, чем троллейбусы. В салонах есть камеры, что очень удобно.
Но сложность, как отмечает Светлана, все же есть: нужно рано вставать. Работает женщина так же, как и мужчины, — три через три. Первый выезд — в 6:00, а в гараж автобус возвращается в 19:50. Светлана отмечает, что летом на работу нужно приехать за 30 минут до смены, чтобы все подготовить. Зимой на это приходится закладывать час, чтобы прогреть салон.
Женщина уверяет, что места для отдыха есть на любом маршруте, даже на проблемном 80Н. Либо для водителей арендуют комнаты в торговых центрах или зданиях, либо ставят биотуалеты на конечных станциях, а на обед приглашают обратно в гараж, чем и пользуются многие водители.
Светлана отмечает, что условия все созданы не только для мужчин, но и для женщин. После капитального ремонта в гараже появился даже отдельный санузел с биде. Зарплаты повышают минимум три раза в год, на ремонте и на уборке автобуса мужчины охотно помогают.
— К нам начальство относится бережнее. На дачи летом не посылают, потому что там намного сложнее работать, на самые сложные маршруты, в том числе 80Н, нас не ставят. Только если сама захочешь. Берегут нас. У нас еще и заезды пораньше. Мужчина после работы пришел домой и лег отдыхать, ему уже все приготовили, а нас пораньше отпускают, нам ведь самим и приготовить надо, и за детьми присмотреть. Да и вообще, женщины оказались сильнее некоторых мужчин. Например, летом приходится выходить в выходные. И иногда приходится это делать очень часто. Наши коллеги спрашивают: «Как вы так много выходных отдаете, я — мужик, и не вывожу». Да поэтому и не вывозите, потому что мужчины. С чего вообще решили, что женщины слабее?
Не обделяют на предприятии и деньгами, зарплата — вне зависимости от пола водителя, кто как отработал, такие премии и получил.
Светлана рассказала, что в троллейбусном депо было 50 на 50 мужчин и женщин, не было акцента на поле вообще. А вот на автобусе не принято было, чтобы среди водителей были женщины. Даже в советское время. Даже сейчас на некоторые развозки путь для женщин закрыт.
— Когда мы перевелись на автобусы, неоднозначное отношение среди мужчин-коллег было. Но мы с троллейбусного. Все женщины, которые здесь работают, сильные духом. Мы их быстро на место поставили. Сейчас уже такого нет.
А вот пассажирам все равно, кто сидит за рулем. Негатив от них идет одинаково ко всем.
— Еще буквально лет 5 назад не были такими пассажиры. Иногда, когда я работала на маршруте, где мало было автобусов, люди ездили со мной, как будто на развозке. В лицо всех знала, со мной здоровались, говорили «спасибо», мы как родственники были. После реформы и появления новых зеленых автобусов на нас ополчились люди. И все потому, что после закрытия 67 маршрута частники и бывшие водители этого маршрута нагнетают обстановку. Идет травля, а жители города ведутся.
Светлана отмечает, что элементарной благодарности не услышишь от пассажиров, только негатив и психологическое давление. Особенно когда начинают предъявлять за то, что автобусы ходят «паровозиком». Водитель объяснила, что это не вина перевозчика, а пробки. Не может автобус быстрее ехать по той же улице Чичерина в час пик. Так и собирается по 3 автобуса, а интервал им там расширить нет возможности.
— Я не беру маршруты, где нужно ездить без кондуктора. В мае меня упросили поработать так. И это была реальная пытка. До трясучки. Приходилось несколько раз останавливаться, потому что не попадала на педаль ногой. С каждого приходилось деньги за проезд выбивать. Люди не хотят платить. Отговорка — мы вам платим на налоги зарплаты. Слышишь и проклятия, и гадости разные. Я не хотела после таких смен ходить на работу, настолько мне наплевали в душу. Ситуацию спасла женщина. Я остановилась на остановке, где стояла женщина с двойной коляской. В ней сидели мальчики близнецы. Я опустила пандус, помогла ей занести коляску и спросила, где она выходит, чтобы снова помочь. Девушка вышла на своей остановке, быстро так меня обняла, поцеловала в щечку, сказала «спасибо» и ушла. Этот секундный поступок зачеркнул всю обиду и так тепло на душе стало. Добра нам, теплоты и элементарного «спасибо» очень не хватает.
Зарплаты платят хорошие, комфортные автобусы закупили, но все это не может привлечь новых водителей без нормальных условий. Светлана отмечает, что не хватает в работе хороших дорог без ям и с нормальной разметкой, а также бдительного внимания к участникам дорожного движения со стороны ГАИ. По улице Терешковой, к примеру, на полосе для транспорта половина занята парковками. Паркуются водители и в карманах на остановках, создавая проблемы.
— С каждым днем движение на дороге становится все интенсивнее, водить становится опасно. К сожалению, в нашем городе водители легковых автомобилей практически не знают ПДД. У мужчин вообще как будто отсутствует инстинкт самосохранения. Пустой зеленый автобус весит 18 тонн, а они под него все пытаются залезть. Резкое торможение я применить не могу. Когда такие водители создают опасную ситуацию на дороге, у меня всего два выбора: врезаться в него или резко затормозить. И второй вариант опаснее, потому что пассажиры попадают и проблем у меня будет больше, разборки могут затянуться на три года. Вся эта ситуация с другими водителями невероятно выматывает за день.
Несмотря на все это, женщины охотно каждый день идут на работу и считают, что их вклад в общее дело очень важен для города. Профессия водителя давно перестала быть исключительно мужской, поэтому Светлана призвала оренбурженок не бояться и попробовать что-то новое, если ищите работу.