Posted 29 ноября 2024, 12:46
Published 29 ноября 2024, 12:46
Modified 29 ноября 2024, 16:33
Updated 29 ноября 2024, 16:33
Предполагалось, что встреча будет сверхэмоциональной. Стороны готовились к грандиозному спору: зоозащитники, требующие возврата к практике ОСВВ, через каналы и паблики в соцсетях начали созывать сторонниц и сторонников, чтобы те пришли на встречу и сказали свое веское слово. Помимо, скажем так, рядовых участниц движения, были и звезды федерального масштаба, например, Светлана Зиберт, известный зооюрист. А потом стало известно, что в Оренбург для участия в этом мероприятии прибыл Максим Парфирьев — это блогер, общественник, и с недавних пор — помощник депутата Оренбургского Заксоба Ивана Кочугурова. Сама фамилия Парфирьева для зоозащитников — как красная тряпка для быка, а уж в сочетании с фамилией Кочугуров (автор «эвтаназийного» регионального закона) — тем более. В общем, казалось: будет жарко… Однако никакой дискуссии не вышло. Совсем.
Кочугуров слова не брал. Парфирьев вышел к микрофону в самом конце встречи и начал сбивчиво читать по бумажке что-то о том, что зоозащитники, мол, финансируются из-за рубежа, звучало это неубедительно и не к месту.
Некоторые из докладов зоозащитников тоже оказались в высшей степени нелепыми: женщина-ученый, звонившая в Оренбург из Москвы, упорно путала аббревиатуру «ОСВВ» (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат) с другой — «СВО»; врач-психиатр, тоже по видеосвязи, ничего не сказал о том, в чем профессионально разбирается, но зачем-то принялся докладывать, как он изучил предложения по проволоке и фанере на «Яндекс-маркете» и пришел к выводу, что построить приют для собак — это совсем не дорого (послушали бы строители — удивились бы); наконец, к конференции присоединилась Илона Броневицкая, дочь когда-то популярной певицы Эдиты Пьехи (как выяснилась, Броневицкая владеет фирмой по стерилизации животных и выигрывает крупные тендеры в этой сфере) и вдруг объявила, что мальчика в Оренбурге собаки загрызли на промзоне, хотя произошло это на улице Кольцевой, в гаражах, от силы в полусотне метров от пятиэтажки… В общем, немалый градус сумасшедшинки в этом всем присутствовал.
Впрочем, были и интересные выступления.
Например, начальник управления ветеринарии областного Минсельхоза Андрей Кордюков привел интересные цифры — как велась работа с бездомными животными до ОСВВ и как ведется теперь.
— Так остро вопрос не стоял. Ни для кого не секрет, что от 10 до 15 тысяч голов [в год] умерщвлялось, — сообщил чиновник.
При этом он оговорился: он сам, будучи ветеринаром, своим призванием считает спасение жизней животных, а не их умерщвление. Но, не смотря на то, что метод ОСВВ «съедал» множество бюджетных денег, собаки с улиц не исчезли.
— Деятельность у нас была направлена на отлов, проведение всех необходимых мероприятий — стерилизация, вакцинация и возврат в прежние места обитания. По финансам: начинали мы в 2020 году, когда полноценно вступил в силу 498 ФЗ, с 15 миллионов, когда это работало на территории 4 муниципальных образований. Нас следующий год расширили работу на все муниципальные образования Оренбургской области, и на сегодняшний день в бюджете 2025 года предусмотрено 95 миллионов 207 тысяч. Ну и, не знаю, много это или мало, собак меньше не становится, к сожалению.
Светлана Зиберт, столичный юрист, начала с того, что программа ОСВВ гораздо более действенна, чем старый (и теперь уже новый) метод, подразумевающий усыпление собак. Более того, настаивала она, люди в массе своей это понимают: неправда, что народ требует уничтожать бездомных собак, социология показывает обратное:
— Оренбургская область решила полностью отказаться от эффективных и зарекомендовавших себя методов и перейти к старым, диким, неэффективным методам, которые всегда осуждались большей частью населения. Опросы, которые проводятся объективно специальными учреждениями, показывают следующее: большинство людей относится к бездомным животным с сочувствием и не хочет их умерщвления. За умерщвление бездомных животных выступают люди, не имеющие высшего образования и жители, как правило, сельских местностей.
Говорить о том, что в Оренбуржье сложилась какая-то экстраординарная ситуация, никак нельзя, уверяет Зиберт. Людей здесь кусают не чаще, чем в других регионах страны. Какая, мол, экстраординарность? Тему трагедии, произошедшей в апреле 2023 года, когда собаки загрызли ребенка, она при этом развивать дипломатично не стала.
— Скажите пожалуйста, есть ли на территории Оренбургской области нечто из ряда вон выходящее, быстро развивающееся, масштабное в сфере обращения с животными? [Голоса из зала: «Неееет»]. Очевидно, что ситуация как была, так и есть!.. Количество покусов и жалоб на покусы ни в коем случае нельзя считать критерием эсктраординарности, и, опять же, тот уровень покусов, который устанавливается в Оренбургской области, как экстраординарный, соответствует примерно статистике средней по стране. Это примерно 100 покусов на 100 тысяч населения. Это абсолютно неадекватный критерий.
Выступила перед собравшимися и известная оренбургская зоозащитница Элла Игнат. Она неожиданно начала свою речь словами великого комбинатора Остапа Бендера:
— Что я хочу сказать, друзья, единомышленники? Лед тронулся! Мы вместе с вами вносим свою великую лепту, чтобы изменить вектор развития нашего региона в сторону гуманности. А значит, в сторону духовности и развития, ибо нет будущего у народа, который недооценивает, не бережет все живое на земле. Нет будущего у той страны, региона, общества, которое не несет ответственности за свои деяния, в особенности за тех, кого приручило.
Затем Игнат перешла к конкретным мерам, которые необходимо, считает она, принять нашим региональным властям.
— Первое, что нужно сделать, это объявить по Оренбургской области декларацию по обращению с бездомными животными, которая закрепила бы принципы гуманного, ответственного отношения к животным. Второе, что нужно сделать в первую очередь, это сменить агрессивную политику всех СМИ против бездомных и других животных на воспитательную — в гуманном векторе России. Просто поменять вектор, понимаете? И ничего такого страшного, просто надо изменить мышление, повернуться от зла к добру, вот и все.
Действительно, ничего сложного…
Организаторы круглого стола отмечают, что интересные мысли и наработки, обнаруженные в ходе встречи, лягут в основу новых законодательных инициатив партии.