Тогда еще в городе Чкалов в 50-е годы прошлого столетия начали активно открывать новые заводы. Так, работать начал завод «Гидропресс» по производству кузнечно-прессового оборудования. В 1956 году открыт завод железобетонных изделий «Степной». Оба работают до сих пор.
Вообще, в 1955 году объем промышленной продукции области стал на 90% больше, чем в 1950 году. Было построено 70 объектов. Среди них первая домна и коксохимический цех ОХМК, Новотроицкий цементный, Кувандыкский криолитовый заводы, первая очередь штамповочных гидропрессов и другие.
4 декабря 1957 года городу было возвращено историческое название Оренбург. До этого он назывался Чкаловым.
Валерий Павлович Чкалов — легендарный советский летчик, проявивший себя как дерзкий и отважный пилот. Свою известность получил после сложного перелета в США, когда была плохая видимость, отслеживание экипажа было затруднительно. После полета все летчики получили ордена Красного Знамени.
Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях воздушного авианосца. После трагической гибели летчика было принято решение увековечить его имя. Так, 28 декабря 1938 года Оренбург переименовали в город Чкалов, несмотря на то, что Валерий Павлович никогда не был в Оренбурге.
Кстати, другое название было и у некоторых улиц Оренбурга. Знали ли вы, что раньше проспект Парковый называли проспектом им. Сталина? И по нему ходили троллейбусы.
Кстати, Бульвар и набережная Оренбурга постепенно начали тогда приобретать тот вид, какими мы знаем эти места сейчас. Например, 7 ноября 1953 года в городе был открыт памятник Валерию Чкалову.
Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале хорошо видна почти на всем протяжении улицы Советской. Автор изобразил В. П. Чкалова после завершения им ответственного полета. Есть версия, что памятник появился в Оренбурге благодаря Сталину. Товарищ Сталин сказал буквально следующее: «Я лично знаком с товарищем Чкаловым, так вот — это не он». И этот памятник был поставлен в Оренбурге.
А вот и старое фото памятника в 1953 году, на заднем фоне идет строительство легендарного спуска к Уралу.
Кстати, примерно в те же годы в Оренбурге официально открыли спуск к Уралу. На бульваре даже стояли скульптуры. Вероятно, это те самые, которые перенесли из Зауральной рощи.
2 мая 1953 года поехал первый троллейбус по маршруту № 1 Бульвар — Железнодорожный вокзал. Тогда основали первое депо на Рыбаковской (которое действует и сейчас) и закупили транспорт. Новый вид транспорта пользовался у оренбуржцев большой популярностью, потому что был доступным и охватывал многие части города. На троллейбусах можно было уехать на Маяк, в Южный, Степной, 24 микрорайон и даже в поселок Ростоши.
Второе депо открыли на улице Лесозащитной в 1972 году. Уже через пять лет в городе было 9 маршрутов, с 1993 года — 11. Сейчас этот вид транспорта в городе постепенно вымирает.
Вообще Оренбург сильно менялся больше 70 лет назад. Например, в сквере им. Осипенко на месте снесенного храма работал фонтан с лягушками.
Также в 50-е годы заложен парк с большим городским фонтаном, построенным на месте разрушенного Кафедрального собора. Этот небольшой парк сохранился до нашего времени.
На улицах города часто проходили митинги и различные городские мероприятия. Например, в 1956 году Чкаловская (Оренбургская) область награждена орденом Ленина за высокий урожай хлеба.
Сильно в наше время поменялся и Центральный рынок. В 50-е годы это был настоящий рынок с разными уличными рядами. «Восхода» тогда еще даже в планах не было.