Posted 22 октября, 11:00

Published 22 октября, 11:00

Modified 22 октября, 11:31

Updated 22 октября, 11:31

Какие уловки чаще всего используют телефонные мошенники

Какие уловки чаще всего используют телефонные мошенники

22 октября 2024, 11:00
Фото: Изображение Midjourney.
Телефонные мошенники придумали очередную схему, как узнать личные данные доверчивых клиентов финансовых организаций. На этот раз злоумышленники обещают легкий заработок на маркетплейсах.

Наверняка это не последняя схема, но ее объединяет со многими предыдущими несколько приемов социальной инженерии. Расскажем, какими уловками чаще всего пользуются мошенники.

Как сообщила пресс-служба Поволжского банка Сбера, только за третий квартал 2024 года сотрудниками кредитной организации в Оренбуржье было предотвращено 10 случаев мошенничества. Так они помогли клиентам сохранить порядка пяти миллионов рублей.

Как злоумышленники убеждают жертв?

Социальная инженерия — это набор приемов психологического манипулирования, которые заставляют человека совершать определенные поступки. Мошенники провоцируют жертв на то, чтобы те переводили им деньги или передавали конфиденциальную информацию, позволяющую похитить сбережения или оформить кредиты на третьих лиц.

Злоумышленники могут оперировать какими-то конкретным деталями и учитывать последние события. Однако в своей основе сценарии почти не меняются: аферисты просят перевести деньги на безопасный, по их словам, счёт, который таковым в реальности не является, воздействуют на эмоции и говорят о важности и срочности совершения финансовой операции или предоставления данных.

«Часто телефонные мошенники совершают звонки от имени сотрудников МВД, ФСБ, Центрального банка — если вы слышите, что собеседник представляется сотрудником одной из этих организаций, пытается вас запугать и сообщает, что с вашими деньгами какие-то проблемы, лучше прекратить разговор, скорее всего это мошенники», ― предупредил представитель Сбербанка.

Телефонные мошенники дают конкретные указания

Эксперты предупреждают, что мошенники дают чёткие указания и не стесняются запугивать людей, чтобы те не обращались за помощью и советом ни к близким и знакомым, ни к сотрудникам банка. В этом случае выявить, что человек находится под влиянием злоумышленников, достаточно сложно, ещё сложнее вывести его из-под контроля мошенников.

Например, в начале октября в Оренбурге от мошенников удалось уберечь более 1 миллиона рублей. При снятии наличных система фрод-мониторинга Сбера приостановила операцию. Клиент обратился к менеджеру с требованием срочно предоставить ему нужную сумму средств на покупку гаража, заверяя, что у него нет времени ждать разблокировку, при этом он нервничал и конфликтовал. Сотрудники офиса сразу поняли, что мужчина находится под действием мошенников. После продолжительной беседы с менеджером и сотрудником службы безопасности банка клиент рассказал, что с ним на связи люди, которые дают чёткие инструкции. К решению ситуации была привлечена полиция.

Другая жительница Оренбурга обратилась в банк с намерением оформить кредит на 300 тысяч рублей якобы для срочного расчёта с бригадой рабочих за ремонт квартиры. Сотрудницу Сбера удивило то, насколько клиентка хорошо осведомлена о порядке оформления кредита, тем более что ранее никогда не брала займов. В процессе обслуживания менеджер и представитель службы безопасности банка рассказали женщине о том, какие способы и уловки могут применять мошенники с использованием методов социальной инженерии. После этого женщина призналась, что её инструктировали по телефону. Сотрудница Сбера направила женщину в МВД для обращения по факту попытки мошенничества.

«В отделения Сбера приходят люди, находящиеся под влиянием мошенников, и сотрудники успешно открывают им глаза на происходящее, хотя это очень часто требует огромных усилий», ― рассказали в Поволжском банке Сбера.

Мошенники не просто знакомятся

Также в Поволжском банке Сбера отметили, что своих жертв мошенники нередко находят на сайтах знакомств. Так, в Орске мужчина хотел оформить кредит на 100 тысяч рублей, чтобы помочь знакомой, которая оказалась в тяжелом положении. Ее он встретил на одном из таких интернет-ресурсов. При этом мужчина уже успел оформить кредитки еще в нескольких финансовых учреждениях. Выяснив все это в ходе стандартного опросника, сотрудница Сбера помогла клиенту понять, что его пытаются обмануть мошенники.

Информация о поведении киберпреступников сегодня есть на ресурсах многих банков. В Сбере это библиотека знаний «Кибрарий», где собраны подробные примеры о схемах мошенничества и способах защиты личных сбережений и конфиденциальных данных от мошенников.

Подпишитесь