Старые стволовые клетки мозга можно обновлять.

Ученые омолаживают стволовые клетки, уменьшая их потребление глюкозы

7 октября, 17:25
Снижение уровня глюкозы в старых стволовых клетках может привести к их активному делению, подобно тому, как это происходит в молодых клетках. К такому выводу пришли ученые в результате эксперимента на мышах. Подробности исследования в материале 56orb.

Наши ткани и органы обновляются за счет стволовых клеток, но и они подвержены старению: с возрастом их деление замедляется, и они дают меньше специализированных клеток для замены поврежденных. Если удастся омолодить стволовые клетки, возможно омолодить целый орган или, по крайней мере, замедлить его старение.

Эксперимент по омоложению старых стволовых клеток мозга

В экспериментах по омоложению стволовых клеток часто применяют генные технологии: например, можно добавить дополнительную копию гена, отвечающего за их собственные свойства.

Нервные стволовые клетки мыши, растущие в лабораторной культуре.
www.nature.com

Или наоборот, можно деактивировать некоторые гены, чтобы добиться подобного омолаживающего эффекта. Сотрудники Стэнфордского университета опубликовали в Nature эксперименты с мозговыми стволовыми клетками мышей. Известно, что у взрослых млекопитающих мозг частично восстанавливается благодаря нейронным стволовым клеткам в гиппокампе и субвентрикулярной зоне рядом с желудочками мозга. Клетки, производимые в этой зоне, устремляются к обонятельному тракту для передачи сигналов от рецепторов к мозгу. Обоняние у животных весьма значимо, и неудивительно наличие в мозге механизма, компенсирующего клетки, связанные с ним.

Синтез и микросреда

У старых мышей активность стволовых клеток ниже, чем у молодых. Исследователи анализировали клетки от старых и молодых животных, отключая в них гены, чтобы оценить их влияние на стволовую активность. Сначала было найдено более трехсот таких генов, но после перехода к экспериментам на животных их число сократилось до двадцати четырех. Эти гены в той или иной степени участвуют в функции ресничек и транспорте глюкозы в клетку. Реснички — это тонкие выросты мембраны на поверхности клетки, которые могут двигаться или оставаться неподвижными. Они влияют на микросреду клетки, синтез и передачу сигналов; также важны для эмбрионального развития и клеточной дифференцировки.

#Наука #Открытие #Ученые #Николай Бледных #КЦ