Posted 30 сентября, 07:53

Published 30 сентября, 07:53

Modified 30 сентября, 08:18

Updated 30 сентября, 08:18

Уехать в час пик в Оренбурге на автобусе сложно

Почему транспортная реформа в Оренбурге провалилась? Опыт соседних городов

30 сентября 2024, 07:53
Фото: 56orb.ru
Уехать в час пик в Оренбурге на автобусе сложно

Мэрия Оренбурга рассекретила количество автобусов, не выходящих на маршруты

Общественный транспорт — болевая точка Оренбурга. Уехать в час пик невозможно. 56orb.ru решил выяснить, где прячется корень наболевшей для всех проблемы, а также как с ней справились в других регионах страны. Официальные данные и комментарии экспертов — в нашем материале.

После старта транспортной реформы в Оренбурге прошло 8 месяцев. Только лучше, увы, не стало. Более того, назвать удовлетворительной работу общественного транспорта в городе сейчас даже с натяжкой мало у кого повернется язык.

Массовые жалобы оренбуржцев на работу общественного транспорта

В феврале 2024 года в областном центре произошла транспортная реформа, которая сразу же вызвала шквал недовольства со стороны горожан. Если раньше на ожидание автобусов уходило не более 15 минут, то сейчас пассажиры могут простаивать на остановках едва ли не часами. А еще оренбуржцы до сих пор до конца не поняли, как ходят новые маршруты.

Что касается больших зеленых автобусов на которые возлагалось столько надежд, то они продолжают ломаться. Так, жители и гости областного центра ежедневно высказывают свое возмущение.

Тем временем в мэрии винят во всех бедах частников: они, якобы, пускают на линии ржавые автобусы и вообще работают не ради удобства горожан, а ради выгоды. Частные перевозчики же считают, что ситуация эта возникла по вине администрации.

Почти половина автобусов не выходит на маршрут

56orb.ru обратился в управление пассажирского транспорта администрации Оренбурга, чтобы узнать ответы на наболевшие для всех горожан вопросы. Выяснилось, что в облцентре на данный момент согласно реестру муниципальных маршрутов города установлено для движения 242 единицы муниципальных транспортных средств.

Только вот на данный момент количество этих ТС, осуществляющих работу на маршрутах, составляет в среднем только 135 единиц, что едва ли не вдвое меньше.

— Количество автобусов, не выходящих на линию, варьируется, среднее количество 107 единиц. Количество выданных карт маршрута, соответствует количеству транспортных средств, указанному в реестре муниципальных маршрутов города Оренбурга, — прокомментировали 56orb.ru в мэрии областного центра.

В горадминистрации также отметили, что сотрудниками управления регулярно проводится мониторинг работы общественного транспорта.

— В случае выявления нарушений, перевозчикам объявляются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в части нарушения интервалов и расписания движения, — рассказали 56orb.ru в администрации Оренбурга.

Правда, рассекречивать причину, по которой свыше ста единиц транспорта простаивает без дела, пока оренбуржцы подолгу выжидают на остановках автобусы, в мэрии не стали.

Глава ассоциации перевозчиков: «Реформой это назвать нельзя»

Директор ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин высказал корреспонденту 56orb.ru свою точку зрения по поводу проблемы работы общественного транспорта.

— Я реформой это не считаю. Любая реформа приводит к положительному результату, независимо от того, как она проходит. В данном случае улучшения нет. Если реформа и планировалась, то она провалена. Результат ее все видят сегодня на остановках. В чем заключалась реформа? В том, что просто поменяли номера маршрута? Люди, которые пользуются общественным транспортом, прекрасно понимают, что маршруты сами не поменялись. Не понимают этого только надзорные органы, которые упорно говорят про какие-то новые маршруты. Новые маршруты до сих пор не могут разыграть на конкурсе. Уже трижды конкурс проводили, — рассказал 56orb.ru Максим Фазуллин.

А еще глава ассоциации перевозчиков отмечает, что такой результат реформ был прогнозируемым.

Мы (перевозчики) говорили, что увеличение интервалов — это ухудшение транспортного обслуживания. При этом целенаправленно количество машин уменьшили. Когда мы полтора года назад писали объявление в автобусах, что количество автобусов уменьшится, будет хуже, нас обвинили в саботаже. Это прогнозируемый был результат. И то, что нет водителей, об этом я говорил на каждом совещании. К сожалению, страдают люди. Транспортное обслуживание рухнуло вниз. Сейчас ситуация с пассажирскими перевозками, на мой взгляд, хуже, чем в 90-е годы. Тогда это был хаотичный рынок, но новые перевозчики появлялись чуть ли не каждый день. А сейчас они уходят, так как этот рынок не представляет интереса, — заявил Максим Фазуллин.

Зимой станет еще хуже?

По словам директора ассоциации перевозчиков Оренбурга Максима Фазуллина, старые маршруты необходимо ради людей возвращать.

— Первоочередная цель должна быть таковой, чтобы сделать людям хорошо. Это открывать новые маршруты, но и не убирать старые. Пришли бы новые перевозчики с новым подвижным составом на новые маршруты, рынок бы дальше сам все отрегулировал. Дальше люди бы сами выбрали, каким маршрут пользоваться: новым или привычным. А старые маршруты, если они действительно не востребованы, сами бы «отвалились», — рассказал 56orb.ru Максим Фазуллин.

Глава ассоциации перевозчиков Оренбурга уверен, что если сейчас предложить пассажирам вернуть старые маршруты, то все согласятся единогласно.

— И только администрация почему-то видит в этом что-то нехорошее. А скоро зима, станет еще веселее. Поэтому у меня по этому вопросу очень пессимистичное настроение. Эксперимент упорно продолжается. Надо сейчас поправлять ситуацию. Признать, что реформа провалена и решать проблему вместе. Руины надо восстанавливать, — подчеркнул Максим Фазуллин.

Транспортная реформа в соседних Оренбуржью Уфе и Челябинске

56orb.ru решил узнать, а довольны ли работой общественного транспорта жители других регионов страны, в которых тоже проводилась транспортная реформа. Главный редактор уфимского издания «Медиакорсеть» Линар Мингазов рассказал, что в столице Башкирии, Уфе, реформа сначала вызвала резкую критику населения, но несколько лет спустя все же дала положительный эффект. Запустил ее в 2019 году Радий Хабиров — глава Башкортостана.

— Суть реформы сводилась к тому, чтобы убрать «ГАЗели» частных перевозчиков с маршрута, а также сделать проезд более прозрачным. Резко убрали практически все частные «ГАЗели». Так, сильно сократилось количество маршрутов. Люди стали возмущаться. Если раньше на каком-то маршруте выходило по 3-4 машины, то сейчас одна машина и один раз в 3 часа. Но Хабиров продолжает свою транспортную реформу и год за годом покупает новый автобус в «Башавтотранс», ездить стало намного удобнее, — рассказал 56orb.ru Линар Мингазов.

Государственный перевозчик, по словам главреда «Медиакорсеть», подошел практически на все частные маршруты, которые раньше были.

— А еще с помощью транспортной реформы Радий Хабиров попытался сделать этот рынок прозрачным. Так как раньше просто водители «ГАЗелей» брали наличкой, то сейчас была внедрена карта, на которую начисляются деньги, ей расплачиваются, — отметил Линар Мингазов.

А вот в Челябинске транспортная реформа началась в 2022 году. Закончить ее должны в следующем году. Об этом 56orb.ru сообщил главный редактор издания «Курс дела» Герман Галкин.

— Главной причиной реформы стал износ транспорта. И, на мой взгляд, сыграло роль то, что в Челябинск пришел Александр Егоров. Сейчас он замминистра дорожного хозяйства. И он взялся за эту реформу. Стали делать транспорт низкопольный, заменять состав, идет модернизация троллейбусной системы, внедрение безналичных систем оплат, — рассказал Герман Галкин.

Но, как подчеркивает главред «Курс дела», пока сохраняется много проблем с графиком движения.

— Люди не могут сейчас уехать из пригорода в город. Когда маршрутки ездят реже, чем должны по расписанию, люди опаздывают на работу и учебу. В городе такая же беда. Я надеюсь, это постепенно отладят. Если перевозчики не справлялись, их меняют. Может логика есть. Сначала заменили основной состав, теперь разбираются с маршрутами. Челябинск очень загрязнен, пригородная зона большая, так как люди предпочитают жить за городом. И транспортный вопрос важен. До 2022 года, до транспортной реформы, жаловались на все, сейчас жалоб меньше. Сейчас главная проблема — расписание, — отметил Герман Галкин.

Напомним, ранее жители микрорайоне Ростошинские пруды записали обращение к Президенту России и главе Следкома. Люди пожаловались на работу общественного транспорта. А сразу после это СК и прокуратура заинтересовались проблемой.

Подпишитесь