Posted 16 сентября, 06:15

Published 16 сентября, 06:15

Modified 16 сентября, 06:15

Updated 16 сентября, 06:15

Белый медведь.

Белые медведи смогли адаптироваться к сложным условиям Арктики около 70 000 лет назад

16 сентября 2024, 06:15
Фото: 1MI
Белый медведь.
Исследователи пытаются понять, чем отличаются белые медведи от своих ближайших родственников — бурых медведей. О том, как и почему белые родственники отделились и ушли жить в Арктические холода, читайте в материале 56orb.

Арктика является одним из самых суровых регионов планеты. Тем не менее, некоторые виды, такие как северные олени, имеют генетические адаптации, которые позволяют им успешно жить в этих условиях.

Морозоустойчивость белых медведей

Белые медведи (Ursus maritimus), высшие хищники этого региона, также не являются исключением. Последние генетические исследования показали, что ключевые генетические различия между белыми и бурыми медведями (Ursus arctos) возникли примерно 70 000 лет назад. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале BMC Genomics.

Белые медведи обладают многочисленными адаптациями, которые помогают им выживать в суровых арктических условиях. Их двойной слой меха сохраняет тепло и сухость: внутренний пушистый слой и более длинные остевые волосы наружного слоя. Белый цвет меха помогает им маскироваться, а способность перерабатывать большое количество холестерина дает возможность успешно питаться жирными тюленями и некоторыми видами китов, такими как белухи.

Белые и бурые медведи разделились относительно недавно, в течение последнего миллиона лет. Время и процесс адаптации белых медведей к Арктике остаются предметом обсуждений.

Исследования генома белых медведей

В недавнем исследовании команда ученых проанализировала геномы 119 современных белых медведей, 135 современных бурых медведей и двух ископаемых белых медведей. Одной из древних находок была челюстная кость медведя с архипелага Шпицберген возрастом от 130 000 до 100 000 лет.

Другой находкой был череп молодой белой медведицы, найденный в море Бофорта на Аляске, возрастом около 100 000–70 000 лет. Исследование ее генома помогло ученым выяснить различия между этими видами.

— Мы обнаружили некоторые генетические вариации, которые возникли за последние 70 000 лет и отсутствовали у ископаемых белых медведей. Предполагалось, что белые медведи быстро адаптировались к Арктике после отделения от бурых, но наши результаты указывают на более постепенный процесс,  — сообщил Майкл Уэстбери, биолог-эволюционист из Копенгагенского университета.

Команда выявила семь ключевых генов, участвующих в адаптации белых медведей к Арктике. Четыре из них (ABCC6, AIM1, COL5A3 и POLR1A) имеют фиксированные аллели у белых медведей, что указывает на их ранний отбор. Но три гена (APOB, LYST, TTN) зафиксированы только у современных белых медведей и связаны с сердечно-сосудистой системой, метаболизмом и пигментацией.

Эти гены могли стать необходимыми для выживания белых медведей в более поздние периоды, возможно, в конце последнего ледникового периода. Неизвестно, обладают ли другие арктические животные аналогичными адаптациями этих генов.

— Скорее всего, у большинства животных есть копии этих генов, но именно специфические варианты у белых медведей позволили им выживать в Арктике. Эта проблема требует дальнейшего изучения и может стать предметом интереса для будущих исследований, — добавил Уэстбери