Posted 11 сентября, 09:56

Published 11 сентября, 09:56

Modified 11 сентября, 09:56

Updated 11 сентября, 09:56

Longipteryx chaoyangensis

Палеонтологи выяснили, как питалась древняя зубастая птица Лонгиптерикс

11 сентября 2024, 09:56
Фото: Вилле Синкконен. eurekalert.org
Longipteryx chaoyangensis
Ученые установили, что доисторическая птица Лонгиптерикс имела клюв с зубами. Однако, как оказалось, она использовала его не для ловли рыбы, а для поедания фруктов. Подробности научного открытия в материале 56orb.

Палеонтологи нашли семена в окаменелых желудках древних птиц. Это открытие подтверждает новую теорию о том, что эти птицы питались фруктами, а не рыбой, как считалось ранее.

Зубастая птица Longipteryx chaoyangensis

Останки Longipteryx chaoyangensis, жившей 120 миллионов лет назад на территории современного Китая, также подтверждают эту теорию.

— Зубная эмаль — самое твердое вещество в организме, а у лонгиптерикса ее толщина составляет 50 микрон. Такая же толщина эмали была у гигантских хищных динозавров, таких как аллозавр, которые весили 4000 фунтов, но лонгиптерикс размером с сойку, — рассказывает Алекс Кларк, соавтор исследования и аспирант Филд-музея и Чикагского университета.

Лонгиптерикс был впервые выявлен и описан в 2000 году. Палеонтологи тогда предположили, что он, вероятно, охотился на рыбу, основываясь на удлиненной форме черепа, схожей с современными зимородками. Однако некоторые исследователи усомнились в этой теории.

— Другие окаменелые птицы, например янорнис, поедали рыбу. Это известно по содержимому их желудков, так как рыба хорошо сохранилась. У этих рыбоядных птиц было много зубов по всей длине клюва, в отличие от лонгиптерикса, у которого они были только на самом конце, -рассказывает Джингмай О’Коннор, соавтор исследования и младший куратор отдела ископаемых рептилий в Центре интегративных исследований Полевого музея в Негуани.

Во время визита в Музей природы Шаньдун Тянью в Китае, ученый заметил двух лонгиптериксов с содержимым в желудках. Это оказались семена плодов древних деревьев. Технически они были «настоящими плодами», встречающимися только у цветковых растений.

Лонгиптерикс обитал в умеренном климате, поэтому плоды были доступны ему не круглый год. Исследователи полагают, что его рацион был смешанным и включал насекомых, когда фрукты отсутствовали.

Окаменелые останки лонгиптерикса принадлежали к группе доисторических птиц, известных как энантиорнитины, размером со скворца. Это открытие стало первым случаем находки заметного содержимого в желудках энантиорнитинов в китайской биоте Джехол.

Зачем птице зубы?

Главный вопрос: зачем лонгиптериксу был нужен длинный клюв с крепкими зубами, если не для ловли рыбы?

По словам Алекса Кларка, соавтора исследования и аспиранта Филд-музея и Чикагского университета толстая эмаль указывает на защитное назначение. Птицы часто используют клюв для агрессии. Вооруженный клюв помогает избежать травм, удерживая оружие подальше от тела.

У некоторых современных колибри на клюве есть выступы, аналогичные тем, что были у лонгиптерикса. Эти структуры используются для соперничества. Возможно, зубы и клюв птицы эволюционировали как оружие, предполагает Кларк. Исследование поможет раскрыть более обширные вопросы о прошлых жизнях окаменелостей.

— Мы стремимся расширить исследование этих птиц и побудить палеонтологов задуматься о поведенческой сложности, выходящей за рамки питания, — говорит О’Коннор.