Posted 9 сентября, 08:08

Published 9 сентября, 08:08

Modified 9 сентября, 08:08

Updated 9 сентября, 08:08

Летучие мыши, зараженные грибком Pseudogymnoascus destructans

Ученые выяснили, как летучие мыши влияют на детскую смертность

9 сентября 2024, 08:08
Фото: Caristania Fabricius. naked-science.ru
Летучие мыши, зараженные грибком Pseudogymnoascus destructans
Исчезновение летучих мышей повышает риск младенческой смертности из-за чрезмерного использования инсектицидов. К таким выводам пришли американские ученые проведя масштабное исследование. Подробности в материале 56orb.

Летучие мыши играют важную роль в обеспечении здоровья детей, не сами по себе, а как защитники от вредителей. При их отсутствии в сельском хозяйстве приходится использовать слишком много опасных для детей инсектицидов.

Чем болеют летучие мыши

Летучие мыши Америки и Европы на протяжении многих лет страдают от грибкового заболевания, известного как синдром белого носа. Эта болезнь устрашающе опасна и уничтожает целые популяции. В 2006 году синдром был обнаружен в нескольких штатах на северо-востоке США, и за последующие десять лет численность местных летучих мышей резко сократилась. Одновременно, как сообщается в статье в журнале Science, на 8% увеличилась младенческая смертность. В России заболеваемость летучих мышей также является серьезной проблемой.

В состав российско-чешской исследовательской группы вошел старший научный сотрудник X-BIO ТюмГУ Олег Орлов. Ученые изучили 188 летучих мышей, принадлежащих к 11 видам, в период с апреля по май, когда те выходят из спячки. Состояние их здоровья оценивали в 11 местах зимовок на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

— Мы обследовали летучих мышей на географических границах зимовки летучих мышей в умеренной зоне Палеарктики и обнаружили летучих мышей с синдромом белого носа (WNS) на европейских склонах Уральских гор через Западно-Сибирскую равнину, Центральную Сибирь и далее на Дальний Восток, — пишут исследователи в своей научной работе.

Как известно, летучие мыши преимущественно питаются насекомыми, среди которых много сельскохозяйственных вредителей. Летучие мыши потребляют за ночь пищу, эквивалентную 40% от своей массы, и хотя не все съеденные насекомые являются вредителями, их польза для фермерских хозяйств огромна. Эта польза научно доказана. Если их становится мало, можно предположить, что с вредителями придется бороться с помощью инсектицидов.

Действительно, в районах, где летучие мыши заболели грибком, фермеры за пять следующих лет стали использовать инсектицидов в среднем на 31% больше, при этом уровень гербицидов и фунгицидов остался неизменным. Таким образом, фермеры столкнулись с большими проблемами именно из-за насекомых.

Детская смертность может зависеть от популяции летучих мышей

Рост детской смертности был вызван болезнями и пороками развития. Количество несчастных случаев и убийств осталось прежним. Не во всех округах штатов исчезли летучие мыши, поэтому отличия в использовании инсектицидов и младенческой смертности были заметны при сравнении с предыдущими годами и с территориями, где летучие мыши болели.

Среди инсектицидов есть нейротоксичные вещества. Эпидемиологические данные указывают на связь некоторых их компонентов с аномалиями развития у детей. Связь между летучими мышами, инсектицидами и младенческой смертностью очевидна. Летучие мыши истребляют вредных насекомых и позволяют фермерам обходиться без большого количества ядохимикатов, что важно для здоровья детей.

Инсектициды должны приводить не только к росту смертности. Но исследование не указывает на другие медицинские аномалии, связанные с их использованием.

Если проанализировать данные по годам с момента обнаружения синдрома белого носа у летучих мышей, то видно, что смертность сначала увеличивается, затем снижается, снова возрастает, становится очень высокой и значительно падает. То есть, восьмипроцентный рост смертности — это среднее значение разнородных данных.

— Нарушение биологической борьбы с вредителями оказывает существенное влияние на благосостояние людей. Я демонстрирую, как снижение численности насекомоядных летучих мышей побуждает фермеров заменять их инсектицидами, что, следовательно, приводит к негативному влиянию на здоровье и детскую смертность, — говорит автор научной работы академический исследователь из Чикагского университета Эяль Г. Франк.

В общем, смертность действительно стала выше по сравнению с теми годами, когда летучие мыши не болели. Избыток инсектицидов в окружающей среде в любом случае лучше избегать, а летучих мышей следует беречь от болезней. Но все же важно тщательнее изучить медицинские данные, чтобы точно понять, не скрывается ли за инсектицидным фактором еще какая-либо причина повышенной детской смертности.