Posted 28 августа, 07:06
Published 28 августа, 07:06
Modified 28 августа, 08:06
Updated 28 августа, 08:06
С 2022 года наблюдается рост числа дел, связанных с подобными преступлениями, при этом наказания за сообщения в социальных сетях часто оказываются более строгими, чем за убийства или изнасилования.
Член Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева обратилась к президенту с просьбой устранить этот перекос. Ее инициативу поддержали как в научных кругах, так и среди адвокатов. Несколько предложений по гуманизации наказаний уже направлены в Госдуму.
В конце прошлого года Меркачева подняла вопрос о шантаже в Telegram, пояснив, что такие деяния квалифицируются как вымогательство, что делает их особо тяжкими преступлениями. Она предложила пересмотреть правоприменительную практику, что могло бы привести к смягчению наказаний.
Споры касаются статьи 163 УК России, которая охватывает требования денег под угрозой распространения компрометирующей информации. Специалисты считают, что применять эту статью к случаям с telegram-каналами не совсем корректно. Правоохранительные органы и суды рассматривают размещение данных в соцсетях как «длящееся деяние», полагая, что информация продолжает распространяться, пока публикация остается в Сети. Поэтому предложение удалить пост за деньги трактуется как вымогательство, несмотря на то, что публикация уже состоялась.
Доктор юридических наук, профессор МГЮА Константин Ображиев, проанализировав множество уголовных дел, пришел к выводу, что требование денег за удаление информации не следует рассматривать как шантаж. Аналогичной точки зрения придерживаются практикующие адвокаты. Татьяна Пашкевич, член Адвокатской палаты Москвы, объяснила, что в случаях, когда потерпевший обращается к администратору telegram-канала с просьбой удалить негативную информацию, речь не идет о вымогательстве, так как информация уже опубликована.
На 14-м Конгрессе уголовного права было обсуждено изменение квалификации дел о telegram-вымогательстве. Было отмечено, что если потерпевший готов заплатить за удаление негативного контента, действия администраторов telegram-канала не следует расценивать как вымогательство. В противном случае, если предложена плата за удаление контента, дело должно рассматриваться по статье 179 УК о принуждении к сделке.
Таким образом, изменение правоприменительной практики поддерживается как научным, так и адвокатским сообществом. СПЧ подготовил ряд предложений по гуманизации законодательства, которые были переданы в Госдуму. Ожидается, что изменения будут внесены в Уголовный кодекс, пишет 360.ru.