Posted 27 августа, 16:35

Published 27 августа, 16:35

Modified 27 августа, 16:35

Updated 27 августа, 16:35

Открытия дольмена Менга

Создатели одного из крупнейших европейских дольменов были превосходными инженерами

27 августа 2024, 16:35
Фото: нейросеть
Открытия дольмена Менга
Такой вывод о дольмене Менга сделали ученые, которые реконструировали мегалитическое сооружение, примерный возраст которого 6000 лет. Оно находится на юге современной Испании. Подробности уникального эксперимента в материале 56orb.

Говорят, что ни одна уважающая себя кошка не пройдет мимо пустой коробки. Среди людей тоже немало тех, кто имеет необычные увлечения. Например, собирать каменные пирамиды на пляже. Один из примеров — мегалитические памятники, разбросанные по всей Европе. Самый известный из них — Стоунхендж в Англии и дольмен Менга.

Архитектура дольмена Менга

Дольмен Менга, который находится на юге современной Испании, представляет собой мегалитическую «однокомнатную квартиру» длиной 25 метров и максимальной шириной 5 метров.

Несмотря на давнее знакомство с этим дольменом, он продолжает вызывать интерес. В журнале Science Advances недавно была опубликована статья, прославляющая архитектурные достижения его создателей. Анализируя данные предыдущих исследований и собирая новые сведения, авторы подробно описали процесс возведения дольмена, отметив особенности конструкции и инженерные решения древних мастеров.

— Мегалитическая стоянка Антекера, внесённая в список ЮНЕСКО, состоит из двух природных образований: Ла-Пенья-де-лос-Энаморадос и карстового массива Эль-Торкаль. Кроме того, здесь находятся четыре крупных мегалитических памятника: Менга, Виера, Эль-Ромераль и недавно обнаруженный у подножия Ла-Пенья-де-лос-Энаморадос, в Пьедрас-Бланкас. Памятник Менга был построен примерно между 3800 и 3600 годами до нашей эры. Он выделяется своими огромными размерами и колоссальным весом камней, — описывают этот архитектурный феномен авторы научного исследования.

Материалы для мегалита добывались в карьере, расположенном примерно в километре от строительной площадки, и доставлялись на деревянных санях вниз по склону. Каменные блоки, используя веревки и деревянные подставки, аккуратно опускали друг за другом в заранее вырытые траншеи. Древние строители сохраняли ориентацию блоков, что, возможно, облегчало их установку и могло иметь иные, символические значения. Исследователи подчеркивают, что блоки были вырезаны из хрупкой породы, поэтому их перемещение и установка требовали особой осторожности.

Инженерные решения древних строителей Менга

Особенно интересным оказался метод установки вертикальных блоков. Их подрезали сверху и снизу под углом, чтобы они стояли наклонно, поддерживая друг друга и придавая конструкции прочность. В самом широком месте будущей галереи установили три подпорные колонны. Затем возвели крышу дольмена, затаскивая плоские блоки на свои места, включая наиболее массивный, весом более 150 тонн. После установки всех блоков грунтовую и каменную массу убирали изнутри, а сверху возводили насыпь.

Точная укладка блоков, расчет их размеров и формы свидетельствуют о том, что древние строители использовали измерительные инструменты, такие как отвесы и прототипы строительного уровня. Они также предусмотрели гидроизоляцию, нанеся глиняный слой на сооружение. Конструкция выдержала испытание временем: за почти 6000 лет ее не повредили ни землетрясения, ни вода, ни другие природные явления. Все блоки стоят без трещин на своих местах; лишь некоторые пострадали от эрозии у основания, вероятно, из-за трения о них местного стада.

— Для создания памятника таких огромных размеров и сложности архитекторы и инженеры эпохи неолита опирались на опытных мастеров, которые хорошо владели искусством обработки дерева, плетения корзин и работы с камнем. Также им требовалась большая рабочая сила, способная добывать, обрабатывать и транспортировать камни из карьеров к месту строительства. Карьеры расположены на расстоянии до 850 метров от Серро-де-ла-Крус (рис. 1A). Место, выбранное для строительства Менги, находится на 50 метров выше, поэтому уклон был благоприятным для транспортировки камней, — описывают сложность процесса авторы исследования.

Любопытно, что, по мнению исследователей, до сих пор не найдено более древних строений сравнимого или меньшего масштаба. Это вызывает вопросы о передаче строительных знаний и объектах, на которых тренировались инженеры, возводившие дольмен Менга.