Об этом сообщил Владимир Табак, генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы», в ходе пресс-конференции, посвященной противодействию фейкам в 2024 году, организованной ТАСС.
По словам Табака, 46% опрошенных осведомлены о существовании фактчекинга или что-то слышали об этом процессе. 18% знают, но это знание достаточно поверхностное. Большинство респондентов склонны переоценивать свои навыки в анализе информации. Он также отметил, что 45% участников опроса считают текущие меры по борьбе с дезинформацией недостаточными и основной запрос касается привлечения к ответственности лиц, распространяющих фейки, а также блокировки соответствующих источников. Тем не менее удовлетворить этот запрос зачастую оказывается сложной задачей.
Табак отметил, что в Рунете наблюдается снижение числа копий фейковых сообщений, хотя количество уникальных фейков остается на прежнем уровне. В июле количество просмотров снизилось до 35%, а в августе, после атаки на Курскую область, стремительно выросло и достигло 81%. По прогнозам, к концу года ожидается около 8 миллионов фейков.
Директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина подчеркнула, что для успешной борьбы с дезинформацией необходимо участие не только профессионалов, но и рядовых интернет-пользователей. Она также добавила, что важно обучать аудиторию правилам информационной гигиены.
Одной из главных тем обсуждения остается необходимость разработки законодательной базы для более эффективной борьбы с дезинформацией. Антон Горелкин, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, указал на отсутствие в российском законодательстве понятия дипфейка, хотя уже существует утвержденное определение фейковой новости.
Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин отметил, что фейковые новости являются одним из ключевых инструментов в информационной войне. Большинство таких фейков имеют короткий срок жизни, однако их сила заключается в массовом распространении, что позволяет «затопить» информационное пространство противника.