Posted 21 августа, 16:21

Published 21 августа, 16:21

Modified 21 августа, 16:21

Updated 21 августа, 16:21

Найден способ борьбы с глютеновой непереносимостью.

Загадка непереносимости глютена разгадана

21 августа 2024, 16:21
Фото: 1MI
Найден способ борьбы с глютеновой непереносимостью.
Новое исследование показало, что иммунный ответ при непереносимости глютена, или целиакии, активируется эпителиальными клетками, которые выстилают внутреннюю поверхность кишечника. Подробности того, как будут лечить непереносимость глютена, в материале 56orb.

До сих пор считалось, что в этом ответе участвуют только иммунные клетки. Эпителиальные клетки также запускают более мощную сигнализацию, когда реакция на глютен сопровождается присутствием патогенных агентов.

Что такое целиакия

Целиакия — это заболевание, при котором организм не переносит продукты, содержащие глютен (пшеницу, рожь, ячмень). Симптомы включают сильные боли в животе, вздутие, диарею, иногда рвоту и рефлюкс. Из-за этих симптомов организм не может усваивать питательные вещества, что в долгосрочной перспективе может привести к другим проблемам со здоровьем, таким как остеопороз, бесплодие и рак пищеварительного тракта.

Раньше целиакию считали расстройством гиперчувствительности к еде, но сейчас её рассматривают как аутоиммунное заболевание. Это связано с тем, что она имеет сходство с другими аутоиммунными заболеваниями, такими как диабет 1 типа и ревматоидный артрит. Все эти заболевания связаны с основным комплексом гистосовместимости человека (HLA). Он помогает Т-лимфоцитам распознавать антигены.

У 90% людей с целиакией есть гены, кодирующие белок HLA-DQ2.5. У остальных 10% — ген, кодирующий HLA-DQ8.

— Единственным способом лечения целиакии на сегодняшний день является полное исключение глютена из рациона. Этого трудно добиться, и эксперты сходятся во мнении, что безглютеновой диеты недостаточно, — объясняет соавтор нового исследования Елена Верду из Исследовательского института здоровья пищеварительной системы семьи Фарнкомб в пресс-релизе Университета Макмастера (в Гамильтоне, Канада).

Чтобы изучить потенциальные возможности для разработки новых методов лечения, Верду и ее коллеги дополнительно изучили участие эпителиальных клеток кишечника в иммунном ответе на глютен.

Усиление иммунной реакции при наличии патогенов

Команда исследователей провела новое исследование, в ходе которого изучала взаимодействие между клетками эпителия, глютеном и Т-лимфоцитами в специально созданных условиях.

Для этого они использовали органоиды, которые были выращены из эпителиальных клеток мыши и содержали белок HLA-DQ2.5. Этот белок позволяет анализировать различные молекулярные взаимодействия на уровне эпителиальных клеток в условиях, приближенных к естественным. В обычной кишечной среде такие исследования были бы невозможны из-за ее сложности.

Органоиды были созданы путем культивирования генетически модифицированных эпителиальных клеток мыши. Эти клетки экспрессировали белок HLA-DQ2.5. Затем на них воздействовали воспалительными цитокинами и глютеном, который был предварительно переварен или не переварен. Это позволило исследователям проанализировать иммунные реакции, возникающие при взаимодействии этих веществ.

— Это позволило нам точно определить причину и следствие и точно доказать, происходит ли реакция и как она происходит, — объясняет Тохид Дидар из Школы биомедицинской инженерии Университета Макмастера, автор-корреспондент исследования.

Исследователи обнаружили, что эпителиальные клетки при целиакии играют важную роль в активации иммунного ответа. Они помогают в пролиферации Т-клеток и выработке воспалительных цитокинов. При этом глютен, метаболизированный бактерией Pseudomonas aeruginosa, усиливает их активацию. Эксперты пришли к выводу, что иммунная активация эпителиальных клеток усиливается при наличии патогенов. Это может стать перспективным направлением в лечении заболевания.

— Точное обнаружение «искры» иммунного ответа может стимулировать исследования по применению лекарств для подавления этой недавно понятой роли эпителия, используя препараты, уже проходящие клинические испытания, — считает Верду.

Ранее мы сообщали, что в микроволновых печах были обнаружены различные виды бактерий. Среди них есть как безвредные, так и потенциально опасные бактерии. Подробнее об этом исследовании можно прочитать в материале на сайте 56orb.