Posted 21 августа, 14:40
Published 21 августа, 14:40
Modified 21 августа, 14:52
Updated 21 августа, 14:52
О загадочном Михаиле Мазараки, инициалы которого нанесены на флюгере, и ритуале в его доме в городе не знают ничего. Туристам рассказывают, что строение попало в кадры старого фильма 1970-х «Приключения Буратино» (его снимали в том числе и в Ялте). В городе этот дворец носит название «замок гречанки». Взгляды притягивает загадочная арка-проем в подпорной стене. Возможно, это печь, или дверь, ведущая к коммуникациям, или секретный ритуал Мазараки — потайной вход для особых посетителей? Но все куда увлекательнее.
На флюгере здания и впрямь можно увидеть буквы «М. М.», дающие основание думать об имени хозяина. Но они расшифровываются как «Мария Мазараки».
Мария Максимовна Мазараки была дочерью дворянина Максима Петровича Мазараки, владельца земель в Полтавской губернии. Ее выдали за дальнего родственника Петра Мазараки, который происходил из тех же мест. Они стали родителями Льва и Елены — сестры и брата Мазараки.
Подтверждений того, что Мария Максимовна и ее родные были владельцами этого дома в Ялте, нет, но в журнале «Русская мысль» от 1904 года можно найти заметку, посвященную кончине Антона Чехова: «Вечная память незабвенному писателю и великому психологу А. П. Чехову. От ялтинских почитателей Елены и Льва Мазараки». Не исключено, что семью, хранившую традицию ритуала Мазараки, связывало знакомство с классиком.
В конце XIX века Ялта считалась невероятно модным курортом и притягивала знаменитостей. Среди них оказался и Чехов, тесно друживший с врачом Елпатьевским, чей дом стоял рядом с «дворцом Мазараки». Очень вероятно, что соседи посещали друг друга.
Подтверждать приятельские отношения Чехова с Мазараки мог и факт, что Чехов входил в попечительский совет ялтинской гимназии, а Лев Мазараки в 1930-х годах директорствовал в севастопольской школе № 15 — бывшем начальном училище для мальчиков. Возможно, прежде они пересекались на ниве образования.
Таким образом, становится понятным кое-что из истории дома на Войкова и ритуале Мазараки. Скорее всего, Петр Мазараки построил его для супруги. Помимо флюгера с инициалами владелицы о хозяевах дома напоминает размещенный на стене у входа во двор герб семьи Мазараки с изображением солнца.
В начале 1920-х особняк национализировали и разбили на коммуналки. Он и сегодня функционирует в качестве многоквартирного дома, но продолжает вдохновлять неповторимым духом древнего дворянского рода и напоминая о многолетнем ритуале Мазараки, возвышаясь над типовой застройкой.