Оттепель в Антарктиде.

Биологи создали первую в мире карту растительной жизни Антарктиды

15 августа, 14:46
Недавно исследователи создали первую карту растительного мира Антарктиды, чтобы изучить быстро меняющиеся экосистемы этого материка. Подробнее о таинственном месте нашей планеты читайте в материале 56orb.

Антарктида чаще всего представляется как территория с белоснежными ледяными пейзажами, переливающимися оттенками синего и серого. Однако было обнаружено, что фотосинтетическая жизнь способствует наличию зеленых участков на континенте.

Изменения климата и повышение температур могут способствовать росту растительности на этом ледяном континенте, что вызывает беспокойство у ученых, стремящихся следить за этой тревожной тенденцией.

Зеленая Антарктида

Международная команда ученых под руководством Эдинбургского университета, а также специалистов из Норвежского института природных исследований и Шотландской ассоциации морских наук, провела исследование для обнаружения зеленых областей в Антарктиде. Для этого они использовали спутниковые данные ЕКА и результаты многолетних полевых исследований, проводимых в летние сезоны.

В результате было выявлено почти 45 квадратных километров растительности, причем около 80% этих участков находилось на Антарктическом полуострове и близлежащих островах. Но даже это составляет всего 0,12% от всей площади Антарктиды, свободной ото льда.

— Наша карта предоставляет ключевую информацию о растительности в редко посещаемых человеком местах. Это важно для понимания распределения растительности на континенте и факторов, влияющих на ее распространение, — сказано в заявлении ученых.

Клаудия Колеси из Эдинбургского университета объясняет процесс распространения растений в Антарктиде: водоросли и цианобактерии обосновываются на суше между частицами почвы и песка, создавая основу для других организмов. Лишайники и мхи используют эту поверхность для укоренения и роста, а крупные растения укладывают свои семена в моховую подушку.

Потепление на Южном полюсе

С увеличением температуры и изменением ландшафта растительности стало гораздо проще обосновываться в Антарктиде. На континенте обитают только два местных растения: антарктическая трава Десхампсия и колобантус кито. Ранее эти виды были редкостью, но с недавним потеплением их стало больше.

Более 100 видов растений, включая обыкновенную траву, проникли в Антарктиду. Они быстро распространяются по субантарктическим островам и движутся вниз по Антарктическому полуострову.

— Создание точной карты фотосинтетической жизни континента является основой для прогнозирования будущих изменений. Мы ожидаем, что при потеплении и таянии льдов скальные обнажения будут расширяться, что позволит растительности занимать все большие площади. Новая карта поможет отслеживать последствия изменения климата, — добавил Питер Фретвелл, соавтор статьи.

Последствия глобального потепления для Антарктиды

Ученые отмечают, что изучение растительности в Антарктиде представляет важное значение не только для экологии континента, но и для глобального понимания климатических изменений. Антарктида, несмотря на свои экстремальные условия, оказывается удивительно уязвимой к воздействию потепления. Появление растений может изменить целый ряд локальных экосистем и вызвать цепную реакцию, влияющую даже на виды, привыкшие к суровым антарктическим условиям.

Кроме того, растущие растительные покровы могут оказывать влияние на альбедо поверхности — способность отражать солнечное излучение. Чем больше зелёных участков, тем меньше света отражается обратно в космос, что может, в свою очередь, способствовать дальнейшему потеплению. Ученые прогнозируют, что изменения в местной растительности могут существенно изменить тепловой баланс региона, что потребует внимательного мониторинга и изучения.

Важным аспектом дальнейшего исследования станет мониторинг возможного воздействия прибывающих в Антарктиду видов. Эти чужеродные растения могут вступить в конкурентные отношения с местными видами и изменить существующие экосистемы. Особое внимание необходимо уделить предотвращению случайного заноса инвазивных видов, особенно учитывая рост туристической активности и научных экспедиций на континент.

Таким образом, изменения климата создают не только новые вызовы, но и возможности для научного прогресса. В ближайшие десятилетия важнейшими направлениями исследовательских программ станут выявление зеленых зон и их влияние на региональные и глобальные процессы. Международное сотрудничество в этом контексте приобретает ещё большее значение.

#Наука #Открытие #Ученые #Природа #Николай Бледных #КЦ