Posted 5 августа, 11:21
Published 5 августа, 11:21
Modified 5 августа, 12:10
Updated 5 августа, 12:10
«Летний паводок» сильно напугал жителей Оренбургской области. После того, как десятки тысяч человек остались без крыши над головой, очередной приход большой воды все ждут с ужасом. Будут ли такие же масштабные разрушения и чего ждать от рек на следующий год — в интервью с профессором, сотрудником Института степи РАН Александром Чибилевым.
Уровень рек в Оренбургской области начал резко расти в последнее время. Сейчас приток в Ириклинское водохранилище составляет 365 кубометров в секунду, а сброс — 294 кубометров в секунду. Уровень Урала у Орска превысил неблагоприятную отметку почти на метр, большая вода идет на Оренбург.
Не лучше ситуация обстоит на Сакмаре. Из-за обильных дождей в соседнем регионе уровень воды в реке повышается. В Кувандыке всего несколько дней назад заливало пляжи, сейчас эта волна идет на Оренбург. По сообщению очевидцев, на Сакмаре в областном центре уже затопило пляжи.
Академик РАН отмечает, что в настоящее время (июль–август), мы наблюдаем не
половодье, а высокие расходы воды в реках верхней части бассейна Урала, связанные с обильными дождями на территории Челябинской области и Башкирии. Беспокоиться о том, что сейчас в Ириклинское водохранилище увеличился приток, не стоит.
— Уровень Ириклинского водохранилища с весны нынешнего года остается близким к нормальному подпорному уровню, по сути, наивысшей отметки 245 м над уровнем моря, гидроузел вынужден транзитом сбрасывать весь расход воды в среднее течение, что привело к летнему наводнению в районе Орска и ниже по течению. Такие явления наблюдались в прошлые годы, — отметил Александр Александрович.
То есть по сути в прошлые года из-за сильных дождей водохранилище также сбрасывало много воды, просто мы могли этого не замечать, а сейчас остро реагируем после весеннего потопа.
Даже несмотря на то, что в прошлые года ситуация могла быть аналогичной со сбросом воды, разлива рек все же не наблюдалось. Профессор Чибилев относит нынешнее явление к классу редких.
— Летний паводок для Урала — редчайшее явление. В нынешнем году это сняло все эколого-гидрологические проблемы летнего маловодья. Предсказать такое наводнение можно только на основе многолетних наблюдений. На реках Сибири и Дальнего Востока позднелетние паводки — обычное явление, что мы сейчас наблюдаем в Бурятии, в Хабаровском крае, в Приморье. Для бассейна реки Урала такие обильные летние осадки нехарактерны, но регулярно случаются, и нужно всегда быть готовым к их последствиям.
Академик РАН Александр Чибилев считает, что весеннее наводнение в апреле–мае нынешнего года показало всю абсурдность проектов по расчистке русла, а также губительные последствия застройки поймы и снижение пропускной способности реки в районах городов и мостовых переходов.
После разлива рек все нечистоты с долины попали в воду, что не самым лучшим образом сказалось на экологической ситуации. Но не все так плохо: сильное наводнение принесло и что-то хорошее.
— Заполнение пойменных озер, весеннее обводнение пойменных лесов и лугов, улучшение условий нереста рыб, повышение уровня подрусловых вод. Существенно изменилось русло реки: вынос огромной массы илистых отложений, образование новых островов. Эти последствия мы только собираемся изучить в результате ближайшей экспедиции.
Пострадавшие в этом году от сильного наводнения и только приступившие к ремонту домов с ужасом ждут следующего года, ведь многие ученые утверждают, что Урал вступил в «полноводную фазу», и обильный разлив мы будем наблюдать в течение ближайших 10-15 лет. Академик придерживается другого мнения. По его мнению, природа такой сюрприз едва ли повторит, но вот как будут действовать ответственные за сброс воды для минимизации последствий — другой вопрос.
— Прогнозировать сильный паводок в следующем году нет оснований. Но не исчезнут все негативные последствия нынешнего года. И мы не можем прогнозировать грамотные и неграмотные действия органов, отвечающих за функционирование гидроузлов.