Самокатчики в России будут отвечать по особой статье
26 июня 2024, 15:10
Фото: 1MI
Самокатчиков накажут по особой статье
Пленум Верховного суда России разъяснил, что велосипедисты, самокатчики и водители других СИМ должны нести ответственность по статье о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, если по их вине был причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть человека.
В городах стало очень много людей, которые ездят на самокатах. Откровенно говоря, их не всегда любят. Число аварий с участием тех, кто ездит на двухколесном транспорте, взятом в аренду, постоянно растет. Давайте попробуем понять, почему так происходит?
К какому виду транспорта относится самокат?
В 2023 году были введены правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности (СИМ).
СИМ — это транспортное средство с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенное для индивидуального передвижения человека с помощью одного или нескольких двигателей. К таким средствам относятся электросамокаты, электрические скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства. В правилах не указаны ограничения по максимальной мощности для СИМ.
Статистика ДТП с участием самокатов
В 2023 году произошло 3100 ДТП с участием СИМ, что на 229,4% больше, чем в предыдущем году. В авариях погибли 43 человека, в том числе 7 несовершеннолетних, и еще 3177 человек, в том числе 1041 несовершеннолетний, получили ранения.
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Удмуртии, Краснодарском и Красноярском краях, Пермской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Смертельные случаи в ДТП с участием СИМ произошли в 26 регионах, включая Республику Алтай, Удмуртскую Республику, Краснодарский и Пермский края, Приморский и Ставропольский края, Владимирскую, Волгоградскую, Иркутскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Липецкую, Московскую, Новгородскую, Новосибирскую, Омскую, Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Свердловскую, Смоленскую области, Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.
Большинство пострадавших в авариях с СИМ — люди молодого и среднего возраста, 31,9% из них от 16 до 25 лет.
Отношение к самокатчикам в России
Люди на самокатах очень быстро добились того, что слово «самокатчик» стало в обществе ругательным. Вот какие комментарии пишут в социальных сетях.
— Я, если честно, до сих пор понять не могу, почему электро-транспорт — самокаты, электро-мотоциклы, велосипеды с мотором — ездят по тротуарам? На тротуаре или ты с помощью мышц передвигаешься, или проваливай на дорогу к машинам, — пишет Дмитрий Никонов.
И с этим согласно огромное количество людей.
Многие возмущаются, что самокатчики часто ездят по тротуарам и своими сигналами пугают прохожих. Но на это тоже есть ответ тех, кто стоит на защите такого способа передвижения. Вот, например, комментарий одного из таких защитников.
— Если что, по тротуарам хожу пешком и не вижу проблемы полшага правее сделать, а идиотов, которые специально перекрывают дорогу в ответ на звонок, пускай сбивают, не жалко. Общая проблема, вместе компромиссный вариант искать надо. Им тоже не нравится с нами по тротуарам ездить. И на дорогах они тоже не нужны, — высказывает свое мнение Александр.
Уголовное наказание для самокатчиков в 2024 году
Права на вождение велосипедов и самокатов не требуются, поэтому их нельзя привлекать к ответственности по статьям УК, которые распространяются на водителей механических транспортных средств. Однако для них также существует статья.
Согласно этой статье, за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации СИМ, которое привело к причинению тяжкого вреда здоровью человека или его смерти, предусмотрено наказание до двух и четырех лет лишения свободы соответственно. Если нарушение правил безопасности привело к смерти двух или более лиц, водитель СИМ может быть осужден на семь лет.
25 июня 2024 года Пленум Верховного суда России вынес постановление о том, что велосипедисты, самокатчики, водители других СИМ, в случае, если по их вине был причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть человека, должны нести ответственность по статье о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Сетевое издание «56 медиа». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74 137 от 23 ноября 2018 г.