Posted 5 июня, 08:24

Published 5 июня, 08:24

Modified 5 июня, 08:26

Updated 5 июня, 08:26

Первая обложка «Тетрис»

Тетрис — русская легенда: 40 лет в трендах

5 июня 2024, 08:24
Фото: imdb.com
Первая обложка «Тетрис»
Пожалуй большая часть всех жителей планеты знакома с игрой «Тетрис». Но не каждый знает, что появилась она в СССР и за несколько десятилетий обросла слухами, скандалами и судебными тяжбами. Настоящая история «Тетрис» в материале 56orb.

В Советском Союзе было создано множество удивительных вещей — от бытовой техники до продуктов питания. Однако одним из самых известных и популярных изобретений последних 40 лет стал «Тетрис». 6 июня 1984 года считается днем рождения этой популярнейшей игры.

Как изобрести популярную игру и не разбогатеть?

Как утверждают многие психологи, все великие изобретения берут свое начало в детстве изобретателя. Впечатления, мысли, ассоциации — все это в какой-то момент складывается в какую-то вполне конкретную идею.

Как пришла идея создания игры?

Идея «Тетриса» пришла в голову Алексею Пажитнову в 1984 году после того, как он познакомился с головоломкой американского математика Соломона Голомба под названием «Pentomino Puzzle». В те времена в СССР эта игрушка была очень популярна, и ее можно было легко приобрести практически в любом детском магазине. Эта головоломка была довольно простой и понятной для любого современного человека: из нескольких фигур нужно было сложить одну большую.

Алексей Пажитнов вдохновился идеей американского ученого и решил создать свою версию игры на советском компьютере «Электроника-60» и перенести ее в виртуальное пространство. В то время это было невероятно сложной задачей, о которой нынешнее поколение может и не догадываться. Современные компьютеры и те, что были 40 лет назад, — это совершенно разные вещи.

Однако вскоре стало понятно, что мощности устройства не хватает для обработки необходимого объема данных. Тогда советский геймдизайнер (в те времена еще не было такого понятия) решил уменьшить игровое поле на один квадрат. В результате из пентамино, фигуры, состоящей из пяти квадратов, получилось тетрамино, фигура, состоящая из четырех квадратов.

Откуда появилось название?

Название «Тетрис» возникло благодаря соединению слов «тетра», что в переводе с греческого означает «четыре», и «теннис», который был любимым видом спорта Алексея Пажитнова.

Первая версия игры на компьютере «Электроника-60» не имела ни графики, ни музыки. Все элементы игры были представлены только в виде текста — компьютер мог обрабатывать только буквы и цифры. Стакан в игре был заполнен до краев, а линии в нем не исчезали. Эту механику механик Владимир Пажитнов добавил позже.

«Тетрис» создавался не для денег

Программист Вадим Герасимов в школе знал языки программирования и умел взламывать компьютерную защиту. В 16 лет учитель информатики привел его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы он попрактиковался в программировании. Там его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил поработать над «Тетрис». Герасимов переписал головоломку на компьютер IBM.

— Когда я делал «Тетрис», меня даже не могло взять на работу ни одно государственное учреждение, мне было слишком мало лет. Я делал это просто ради удовольствия, — рассказывал программист.

10 лет авторство игры было не у создателей

Пажитнов и его команда не могли продавать игры в СССР, так как частное предпринимательство было запрещено законом. Тогда Алексей обратился к руководству Вычислительного центра с предложением продвигать «Тетрис» за границей. Он предложил условие: через 10 лет права на игру должны вернуться к нему. Идею приняли.

Права на «Тетрис» получила компания «Электроноргтехника», сокращённо «Элорг». Она занималась импортом и экспортом электронного оборудования и программного обеспечения и получала прибыль от продаж.

Скандалы и суды вокруг «Тетрис»: Nintendo против Tengen и Atari Games

Так как «Тетрис» по сути долгое время был что называется бесхозным, на Западе начали активно создавать клоны этой игры, из-за этого даже едва не разразился международный скандал.

В 1986 году игрой «Тетрис» заинтересовался глава британской компании Andromeda Software Роберт Стейн. Но так как игра не принадлежала студентам, ему пришлось лично отправиться в СССР. На переговоры со Стейном отправили Пажитнова. Тот сообщил, что Вычислительный центр заинтересован в продаже прав на «Тетрис». Это послужило для британца одобрением к дальнейшим действиям. Стороны подписали соглашение, согласно которому через три месяца покупатель должен был выплатить первую часть суммы.

Так как игра была, что называется, нарасхват, западные корпорации начали активную борьбу за право заработать на продаже «шедевра из-за железного занавеса». В последствии были долгие судебные тяжбы между Nintendo и Tengen и Atari Games.

Развал команды и внутренние разногласия создателей «Тетрис»

Споры и интриги вокруг игры все-таки со временем утихли. А вот внутри команды создателей, наоборот, начались взаимные претензии.

Герасимов утверждает, что между ним и Пажитновым не было «прямой деловой договоренности». Поскольку тогда подросток не достиг совершеннолетия, его не могли официально оформить. По словам Вадима, он работал над «Тетрисом» просто для удовольствия и не помнит, чтобы Пажитнов платил ему.

Пажитнов заехал к Герасимову с бумагой. Он утверждал, что она поможет им получить много денег от игровых компаний. Но в документе говорилось, что Вадим будет претендовать только на версию «Тетриса» для компьютеров, а Пажитнов будет оформлять все деловые отношения и отказываться от любого вознаграждения, связанного с игрой. Вадим поставил подпись. Но копии документа, как отметил Герасимов, сооснователь Tetris Company не оставил.

Что говорит о «Тетрис» создатель игры Алексей Пажитнов

В одном из интервью порталу Пажитнов рассказал о преимуществах игры «Тетрис»:

— Есть ряд конкретных преимуществ. Первое — абстрактное содержание. Обычно в играх есть какой-то конкретный персонаж, кто-то его любит, кто-то нет. Абстракция же — она для всех. Дальше: «Тетрис» не имеет деструктивного характера. Большинство игр — все-таки какие-то стрелялки и взрывалки, а в «Тетрисе» есть иллюзия, что вы что-то строите. Креативный характер игры оказался привлекателен для широкого круга пользователей. И еще он очень привлекателен для женской аудитории. Хотя в нем нет ничего такого специфически женского. Но обычно в любую игру играет 90% мальчиков и 10% девочек. В «Тетрис» всегда играли 50% на 50%.
"