Первые сообщения о сбое в работе СДЭК появились утром 26 мая. Тогда пользователи заметили, что не могут зайти на ресурс. В понедельник проблема не исчезла. При попытке открыть страницу появлялось сообщение об ошибке и обращение администраторов.
— Не волнуйтесь, ваши посылки в пути. Новые и уже пришедшие пока принять и выдать не сможем, — было сказано в нем.
В компании пояснили, что были нарушены вычислительные мощности, из-за чего не работают ни сайт, ни приложение СДЭК. По этой причине отправка и выдача посылок также невозможны.
Компания СДЭК была основана в 2000 году под названием «Служба доставки экспресс-курьер». Она работает по модели франшизы и предоставляет услуги по доставке товаров и документов.
К середине 2023 года компания насчитывала 4300 пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в 31 стране мира. Большинство из них — 3800 — находилось в России.
За первые девять месяцев 2023 года выручка глобального подразделения СДЭК, «СДЭК глобал», выросла на треть по сравнению с предыдущим годом и составила 23 миллиарда рублей. За тот же период чистая прибыль компании увеличилась вдвое и достигла 1,18 миллиарда рублей.
СДЭК не предоставила подробной информации о причинах сбоя, сообщив лишь, что он был вызван «техническими проблемами». По мнению экспертов, сбой мог произойти из-за ошибки в работе вычислительных мощностей, что привело к нарушению функционирования системы обработки заказов. Однако официального подтверждения этой версии пока нет.
Из-за недоступности пунктов выдачи люди не могли получить свои посылки в срок. Кроме того, из-за проблем с сайтом и приложением получатели и отправители не могли отслеживать свои отправления и получать информацию о статусе доставки.
В пунктах выдачи образовались длинные очереди, а клиенты выражали недовольство задержками в доставке. Комментарии клиентов о проблемах с доставкой можно было увидеть на официальной страничке компании в социальной сети «ВКонтакте».
Сбой негативно сказался на репутации компании. К ее услугам прибегают не только простые люди, но и другие компании. Сейчас они терпят убытки из-за сбоя. Также СДЭК может столкнуться с финансовыми потерями: возможно, придется компенсировать клиентам убытки и столкнуться с потерей заказов.
Как пишет «Хабр», по информации из различных источников, включая представителей компании, причиной продолжительного сбоя в работе IT-сервисов СДЭК, который длится уже третьи сутки, может быть вирус-шифровальщик и хакерская атака. В настоящее время специалисты продолжают работу по восстановлению работоспособности своих сервисов.
По сообщениям издания «Ведомости», ответственность за остановку работы сервиса доставки посылок СДЭК 27 мая взяла на себя международная хакерская группа Head Mare.
Компания приостановила прием и выдачу отправлений еще 26 мая. Затем хакеры сообщили о взломе в своем аккаунте в соцсети X. Они опубликовали скриншоты проникновения в систему и «передали привет» российской компании Bi.Zone, которая консультирует СДЭК по вопросам кибербезопасности.
В сообщении взломщики указали, что использовали вирус-шифровальщик. Это подтверждают данные от источника «Ведомостей» в компании СДЭК и от собеседника в крупной компании, специализирующейся на информационной безопасности. Вирус-шифровальщик шифрует данные, в результате чего компания теряет к ним доступ.
Руководитель департамента расследований T.Hunter и эксперт рынка НТИ SafeNet Игорь Бедеров прокомментировал ситуацию:
— В крупных компаниях бэкапы обновляют ежедневно, а восстановление через резервную копию занимает несколько часов, но если нет ни бэкапов, ни декриптора, то процесс может затянуться надолго.
— Мы столкнулись с техническим сбоем и проводим расследование. Есть несколько теорий, и говорить что-либо до получения точной информации считаем непрофессиональным, — заявил СМИ представитель СДЭК.
Компания не предоставила информацию о том, когда сервис возобновит работу. Представитель Bi.Zone не стал комментировать ситуацию для СМИ.