Ведьмы, чернокнижники, шаманы, тарологи, посланники темных сил — кого только не было на экранах любителей «Битвы экстрасенсов» за более чем пятнадцатилетнюю историю проекта. И как бы не разоблачали скептики все, что там происходит, какие бы доводы в пользу «шарлатанства» участников не приводили эксперты — шоу до сих пор на плаву, и рейтинги вполне приличные. Почему люди верят в потусторонние силы и в экстрасенсорные способности порой очень комичных персонажей? Попробуем в этом разобраться.
Все началось в Великобритании с программы «Psychic Challenge», но такой формат британцам не зашел, а вот в России с пафосным и интригующим названием очень даже прижился. Ну и будем честны — в памяти многих россиян на тот промежуток времени еще сохранились сеансы Кашпировского и заряженная через телевизоры вода Чумака.
Колоритный ведущий со своеобразным, порой саркастическим чувством юмора — Михаил Пореченков и волшебники-иллюзионисты Сафроновы — вывели шоу в успешное русло. В принципе, все было так: сначала из сотен людей, думающих, что они являются обладателями каких-то суперспособностей, коллектив программы отбирал самых «способных».
Колдуны, маги, шаманы, гадалки и прочие мистические персонажи проходили элементарные с точки зрения «волшебства» задания — поиск человека спрятанного в багажнике автомобиля и угадывание человека не видя его.
Ну и, конечно, для привлечения аудитории в передачу приглашали звезд российского шоу-бизнеса. Так, например, одним из гостей первого сезона был художник Никас Сафронов.
Проект бил все рейтинги до окончания седьмого сезона. На съемочном процессе смена Пореченкова на Башарова в качестве ведущего практически никак не отразилась. Рабочий процесс был давно отлажен и поставлен на рельсы. Но если к новому ведущему зрители привыкли быстро, то старый подлил масла в огонь тем, что начал направо и налево рассказывать о заэкранной жизни проекта. Пореченков, как знаменитый сказочный персонаж Ван Хельсинг, начал настоящую охоту на ведьм. В эфире радиостанции «Наше радио» Михаил заявил:
— Я с ними долго работал. Калды-балды, как в детстве говорили. Все вранье! Да, полностью. А что тут не разглашать? Правду говорю. Я всех расстроил?
Причины этой «калды-балды» со стороны Пореченкова тогда никто из создателей и участников проекта не понял. Скорее всего, ему просто надоела вся эта «потусторонняя» история.
Валекс Буяк — участник восьмого сезона «Битвы» в ЖЖ, пусть и не очень внятным текстом, рассказал, что за экранной картинкой идет жесткая борьба так называемых «центров экстрасенсов». Они для поднятия доходов буквально проталкивают в телевизор своих «экстрасенсов». Ну, а что? Это отличная реклама — шоу показывают на федеральном канале, и персонаж, появившийся в кадре, хоть ненадолго становится «денежным лицом» той или иной организации. Ничего личного — это просто бизнес.
Марат Башаров в свою очередь как новый ведущий принялся сначала защищать проект и ответил Пореченкову очень душещипательными словами в интервью НСН:
— Если вы считаете, что те слезы людей, которые в кадре, слезы радости или горя, — все это постановочное, все сыграно, — значит, в программе участвуют очень хорошие актеры.
Скандалы с разоблачением, негативные отзывы скептиков, слухи о взяточничестве Сафроновых, смерти некоторых участников проекта — все это разумеется подогревает интерес к шоу. Но если заглянуть поглубже и разобраться в этом с точки зрения простой человеческой психологии.
В этом проекте совмещаются сразу несколько очень сильных триггеров побуждающих людей смотреть подобный контент. Кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Никита Кочетков:
— Когда в мире наступают так называемые «смутные времена» или «эпоха перемен», как это было с пандемией коронавируса, люди стремятся найти какие-то незыблемые ориентиры для внутреннего успокоения. Увлечение сверхъестественным популярно и потому, что такая вера снимает с человека ответственность за собственные поступки.
Православная церковь вообще осуждает такие передачи и выступает категорически против того, чтобы вся эта история с экстрасенсами каким-либо образом культивировалась в обществе.
Вот как об этом говорит настоятель храма святителя Николая Чудотворца города Медногорска иерей Максим Малюта:
— Это самое обыкновенное шоу. Есть целое расследование, по-моему, называется «Идущие к черту», где это очень хорошо доказывается. Даже ведущий Марат Башаров там говорит, что это в первую очередь шоу и дело каждого — обманываться или нет. Проблема в том, что все эти участники потом зарабатывают немалые деньги, обманывая других людей. Церковь однозначно осуждает все это. И по опыту скажу, еще все эти люди со сверхспособностями всегда заканчивают плохо. С дьяволом шутки плохи. Он забирает все без компромиссов.
Интересный факт: в 2017 году программа удостоилась антипремии Министерства образования и науки РФ за популяризацию лженауки. В 2019 году журналист Борис Соболев представил документальный фильм под названием «Идущие к черту». В этом фильме продолжительностью три часа рассказывается о взятках, мошеннических схемах, используемых для обмана зрителей, и других интересных подробностях, связанных с передачей «Битва экстрасенсов».