Как сообщил Александр Чибилев, председатель Оренбургского отделения Русского географического общества, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, директор Института степи, профессор, нужно признать вину науки.
По словам профессора, то, что сейчас происходит в регионе, правильнее называть не половодьем, а наводнением.
— Нужно признать вину науки. Нам не удалось убедить людей, принимающих решение, что пойма реки — это такое же русло реки, которое выработалось за сотни тысяч лет для себя, а не для других целей. Прикладной науке, которая обслуживает нашу реку, нужно признать поражение в борьбе с неграмотностью, — сообщил Александр Чибилев в интервью ГТРК «Оренбург».
По словам профессора, можно строить прогнозы на половодье, исходя из научных знаний и регулярного мониторинга. А за контроль водного режима на Ирикле отвечают специалисты. Они же оценивают за надежность дамб.
— И такие специалисты должны быть здесь, в Оренбурге, а не в Москве. Нужен ученый на месте. Любая дамба, плотина представляет собой угрозу, но это не стихия, а наша неграмотность.
Чибилев отметил, что каждый из притоков Урала сделал вклад в его водность. Но даже в связи с этим половодье не было бы экстремальным. На то, что половодье будет выше среднего, влияют еще промерзание грунта, большие запасы снега и их быстрое таяние.
— А у катастрофического явления в Оренбурге есть причины, которые лежат на поверхности. Это рекордный сброс воды с водохранилища и недопустимое уменьшение пропускной способности реки в районе моста в Оренбурге. Причин много — мы сократили пропускную способность дамбой двух мостов — Ивановский и тот, что идет на Донгузскую, и застройка. Каждая застройка — это те же самые дамбы, которые способствовали наводнению, подтоплению, в том числе жилищного фонда.
Напомним, в результате паводка в Оренбуржье до сих пор остаются затопленными тысячи домов. При этом он еще не закончился: сейчас фиксируется рост реки Сакмара, также волна Урала от Оренбурга идет на Илекский район.