Атаки украинских беспилотников на российские НПЗ в марте настолько участились, что сезонный ремонт больше не единственная причина сокращения объемов производства топлива.
Оценки последствий этого западной прессой и заявления российских компаний отличаются друг от друга. Даже в статьях и отчетах европейских, британских и американских СМИ цифры расходятся. До конца неизвестно, насколько эта ситуация повлияет на стоимость бензина и дизельного топлива в России, ведь ранее рынок топлива в РФ активно рос.
Как пишет «НиК», в Reuters посчитали, что в I квартале 2024-го украинские беспилотники, атаковавшие 7 НПЗ в РФ, смогли в итоге «отключить» мощность нефтепереработки страны в объеме 4,6 млн т, или 370,5 тыс. б/с (около 7% от общего объема).
Агентство Forbes, ссылаясь на оценки Gunvor, заявляет, что РФ из-за атак беспилотников потеряла около 600 тысяч баррелей в сутки нефтяного производства. Это около 10% всех мощностей, но другие компании говорят о 15% потерь.
Урон для нефтепереработки России после атаки беспилотником действительно велик. Атаки становятся все чаще, что мешает эффективной работе.
Атакам подверглась различная инфраструктура:
Последнее крайне важно. НПЗ, атакованные БПЛА, не занимались производством моторного топлива для российского рынка, за исключением Новошахтинска и Славянска, которые производят мазут, судовое топливо и нафту. Были случаи успешной обороны перерабатывающих заводов в Ленобласти и Калуге, когда о них все равно писали западные СМИ, создавая панические настроения.
Учитывая, что массовых очередей на АЗС во всех этих регионах не наблюдается, а в Минэнерго и на региональном уровне про дефицит официально ничего не говорят, ситуация вряд ли настолько критическая, какой ее хотят преподнести в западной прессе.
Для топливного рынка налеты дронов на НПЗ — это, безусловно, проблема, которую надо решать. Но это не тот случай, когда дефицит уже на пороге. У нефтеперерабатывающей индустрии все хорошо с мощностями, но проблемы роста цен на моторное топливо продолжаются.
График оптовых цен на топливо в России совпадает с атаками беспилотников. Цена топлива растёт сразу после атаки.
По итогам прошлой недели биржевые цены на бензин выросли более чем на 5%. А еще недавно они снижались после введения правительством ограничений на экспорт 1 марта. На СПбМТСБ цена АИ-95 снизилась на 1,73% до 65,04 тысяч рублей за тонну. Однако с января текущего года цена АИ-92 выросла на 35%, а АИ-95 — на 45%
В беседе с «НиК» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что в России действительно может быть выведено из строя примерно 8,3% установленных мощностей первичной переработки. Это уже сказалось на мартовском росте цен на оптовом рынке.
— Сезон повышенного спроса на топливо еще не начался в полной мере, как и сезон ухода на ремонт большинства НПЗ по стране. Нынешний рост цен — это реакция на атаки дронами. В какой-то степени запрет на экспорт бензина смягчил ситуацию. Но крайне важно, будут ли дальнейшие (а если да, то насколько результативными) атаки БПЛА на нефтеперерабатывающие предприятия РФ. Подчеркну, что в целом ситуация контролируемая. Правительство уже показало, что готово идти на непопулярные для поставщиков меры, лишь бы удержать стоимость розницы на приемлемых отметках,— говорит эксперт.
Алексей Белогорьев подчеркнул, что потенциальные атаки дронов в будущем могут спровоцировать рост цен на оптовом рынке. Однако текущий рост цен не достиг максимальных значений прошлого года. Правительство также больше не экспериментирует с демпфером, снижение которого ранее было основой для роста цен на топливо в 2023 году.
— Особенно контроль правительства будет чувствоваться на розничном рынке. Это, конечно, ударит по независимым АЗС во II квартале. Однако руководство РФ, по всей видимости, намерено использовать жесткие меры, чтобы ценник на заправках не рос. Сейчас цены сильнее реагируют на атаки БПЛА, которые вообще-то и в прошлом году были, потому как, в отличие от предыдущих налетов, удары наносятся все чаще по НПЗ, которые работают на внутренний рынок РФ. А раньше атаковали те, что перерабатывали нефть для экспорта, — заключил эксперт.