Последние несколько месяцев были сложными для нефтяников: российские НПЗ периодически атакуют дроны.
В конце декабря, например, на Нижегородском НПЗ (Нижегороднефтеоргсинтез, НОРСИ) произошел технологический инцидент. Тогда из строя вышла установка каталитического крекинга из-за неисправности детали компрессора. А вскоре атаке беспилотников подверглись комплекс по переработке конденсата НОВАТЭКа в Усть-Луге и Туапсинский НПЗ.
С 1 марта Правительство РФ и вовсе решило запретить экспорт товарного бензина на полгода. При этом вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что ситуация на рынке остается стабильной.
В марте инциденты на нефтеперерабатывающих заводах стали происходить чаще. Атаке БПЛА подверглись Новошахтинский НПЗ, Волгоградский, Сызранский и другие. А вот два НПЗ — Киришский и Ярославский — смогли предотвратить атаку.
— Минэнерго 13 марта заверило, что ситуация с топливообеспечением регионов и ценами на АЗС стабильная, а риски роста розничных цен на моторное топливо отсутствуют. В то же время на бирже цена на бензин АИ-92 с начала года выросла с примерно 40 тыс. рублей за тонну до 52,6 тыс. руб./т, АИ-95 подорожал за три месяца с 43,2 тыс. руб./т до 62,4 тыс. руб./т, межсезонное дизтопливо с 53 тыс. до 68,7 тыс. руб./т, — сообщает «Нефть и Капитал».
При этом Минэнерго говорит, что благодаря запрету экспорта бензина сформирован устойчивый профицит предложения на внутреннем рынке.
— Могу заверить, что с точки зрения запасов и производственных мощностей, внутренний рынок закрыт. По дизельному топливу — с очень большим запасом, по бензину — тоже в профиците, — отметил первый замминистра энергетики РФ говорит Павел Сорокин.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов уверен, что, никаких проблем на внутреннем рынке не будет, несмотря на все вышеупомянутые инциденты, происходящие на нефтеперерабатывающих заводах.
— Некоторые НПЗ приостановили производство, но не прекратили, то есть не было сообщений о значимых повреждениях. Скорее, речь идет о приостановке, чтобы оценить ущерб. Кроме того, часть этих НПЗ не производила моторных топлив вообще, — сказал он.
Дефицит топлива может возникнуть, по словам аналитика, разве что из-за проблем с логистикой.
— Больше всего на розничные цены влияют налоги, во вторую очередь — договоренности правительства с нефтяниками по сдерживанию цен в рознице на уровне годовой инфляции и лишь в третью очередь — оптовые цены, которые диктуются биржевыми котировками. Это означает, что даже если биржевые котировки, как это было в августе–сентябре 2023 года, будут превышать розничные цены рублей на 10, нефтяные компании все равно будут сдерживать розничные цены, — заявил эксперт.
Текущий объем поставок топлива на биржу, как уверяет эксперт, уже превышает и действующие, и перспективные нормы минимальных поставок. В целом рынок потерял только один процент топлива из-за атак БПЛА на НПЗ. И данное выпадение — несерьезное.