Подорожает ли бензин в России из-за атаки дронов на нефтеперерабатывающие заводы?
21 марта 2024, 04:46
Фото: 1MI. В России может подорожать бензин
Оренбуржцам сообщили, как удары беспилотников могут повлиять на цены на топливо
Беспилотники уже не раз атаковали нефтеперерабатывающие заводы в разных регионах страны. Некоторые предприятия даже были вынуждены прекратить работу. Но отразятся ли удары БПЛА по НПЗ на стоимостьи топлива? Подробности — в материале.
Последние несколько месяцев были сложными для нефтяников: российские НПЗ периодически атакуют дроны.
В конце декабря, например, на Нижегородском НПЗ (Нижегороднефтеоргсинтез, НОРСИ) произошел технологический инцидент. Тогда из строя вышла установка каталитического крекинга из-за неисправности детали компрессора. А вскоре атаке беспилотников подверглись комплекс по переработке конденсата НОВАТЭКа в Усть-Луге и Туапсинский НПЗ.
С 1 марта Правительство РФ и вовсе решило запретить экспорт товарного бензина на полгода. При этом вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что ситуация на рынке остается стабильной.
Рост цен на топливо
В марте инциденты на нефтеперерабатывающих заводах стали происходить чаще. Атаке БПЛА подверглись Новошахтинский НПЗ, Волгоградский, Сызранский и другие. А вот два НПЗ — Киришский и Ярославский — смогли предотвратить атаку.
— Минэнерго 13 марта заверило, что ситуация с топливообеспечением регионов и ценами на АЗС стабильная, а риски роста розничных цен на моторное топливо отсутствуют. В то же время на бирже цена на бензин АИ-92 с начала года выросла с примерно 40 тыс. рублей за тонну до 52,6 тыс. руб./т, АИ-95 подорожал за три месяца с 43,2 тыс. руб./т до 62,4 тыс. руб./т, межсезонное дизтопливо с 53 тыс. до 68,7 тыс. руб./т, — сообщает «Нефть и Капитал».
При этом Минэнерго говорит, что благодаря запрету экспорта бензина сформирован устойчивый профицит предложения на внутреннем рынке.
— Могу заверить, что с точки зрения запасов и производственных мощностей, внутренний рынок закрыт. По дизельному топливу — с очень большим запасом, по бензину — тоже в профиците, — отметил первый замминистра энергетики РФ говорит Павел Сорокин.
Дело не в БПЛА, а в логистике и налогах?
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов уверен, что, никаких проблем на внутреннем рынке не будет, несмотря на все вышеупомянутые инциденты, происходящие на нефтеперерабатывающих заводах.
— Некоторые НПЗ приостановили производство, но не прекратили, то есть не было сообщений о значимых повреждениях. Скорее, речь идет о приостановке, чтобы оценить ущерб. Кроме того, часть этих НПЗ не производила моторных топлив вообще, — сказал он.
Дефицит топлива может возникнуть, по словам аналитика, разве что из-за проблем с логистикой.
— Больше всего на розничные цены влияют налоги, во вторую очередь — договоренности правительства с нефтяниками по сдерживанию цен в рознице на уровне годовой инфляции и лишь в третью очередь — оптовые цены, которые диктуются биржевыми котировками. Это означает, что даже если биржевые котировки, как это было в августе–сентябре 2023 года, будут превышать розничные цены рублей на 10, нефтяные компании все равно будут сдерживать розничные цены, — заявил эксперт.
Текущий объем поставок топлива на биржу, как уверяет эксперт, уже превышает и действующие, и перспективные нормы минимальных поставок. В целом рынок потерял только один процент топлива из-за атак БПЛА на НПЗ. И данное выпадение — несерьезное.