Политолог Виноградов: «РЖД — это про то, чтобы ехать, но не про внутренний туризм»
31 января 2024, 16:54
Фото: 1MI. Каковы они, хронические болезни компании РЖД?
Получившая широкую огласку и общественный резонанс трагедия с выброшенным на мороз котом Твиксом на станции в Кирове, напомнила и о множестве других недостатков в работе РЖД. На что не перестают жаловаться пассажиры российских поездов — подробнее далее.
Как известно, цены у перевозчика-монополиста не редко приближаются к самолетным, но вот качество предоставляемых услуг зачастую вызывает вопросы.
Возможна ли эволюция от отношения «всем не угодить» до понятия «достойный сервис», пытались разобраться «Новые Известия». Самые массовые и наглядные недостатки компании обобщил политолог Михаил Виноградов.
Отсутствие единого стандарта для поездов
Одна из основных проблем, по признанию сдерживающего себя в выражениях эксперта, заключается в том, что качество поездов сильно неодинаково.
— Нефирменный поезд может быть без света, розеток, полноценного отопления и в целом из XIX века. Поэтому требуется более внятная классификация поездов, чем нынешняя. Лучше бы звездность ввели, как это сделано в отелях, — делится впечатлениями Михаил Виноградов.
Фото: Изображение Midjourney
Цифровизация — не про РЖД
Система доступа в поезд по паспорту — абсурдна. Она порождает очереди на перронах. Особенно это неприятно на дожде и морозе.
— Вариантов много — от проверки в поезде с более жесткой системой штрафов, до QR-кодов на билетах с последующей валидацией личностей по ходу движения. Хотя необходимость именных билетов — по-прежнему загадка. Их не было даже при советской власти, потом ввели году в 92-м, типа для борьбы со спекулянтами. Сейчас в эпоху электронных продаж все может быть как-то проще, — продолжает Михаил Виноградов.
Кроме того, в поездах практически даже перестали декларировать работу Wi-fi. За пределами Москвы, можно сказать — мертвая зона. Интернет возвращается на считанные минуты только на крупных станциях. Пассажиры на сутки или на несколько суток — просто вырываются из внешнего мира.
Эксклюзивные билеты. На некоторые поезда билеты можно купить только через приложение, в браузере на компьютере — нельзя.
— Почему — загадка. Отключат приложение РЖД на айфонах — и можно вообще никуда не уехать, — продолжает эксперт.
Кроме этого, почему-то нельзя за разумную цену продлить поездку при наличии свободных мест.
— Например, продление поездки от Сочи до Адлера обходится пассажирам в несколько тысяч рублей. Это тот самый случай, когда порядочным быть не выгодно, проще незаметно не выйти на своей станции, — недоумевает Михаил Виноградов.
Фото: 1MI
Отсутствие торговли на перронах
Да, по словам эксперта, произошло то, чего не делала даже советская власть: нет даже бабушки с пирожками.
— На платформах зачищены киоски. При том, что в нефирменных поездах без ресторанов набор еды может быть крайне аскетичен. На коротких стоянках пассажир беспомощен, а на длинных — все нестабильно. В начале января во время получасовой остановки в Сухиничах наблюдал, как весь магазин (пассажиры плюс масса местных) выстроились в очередь в пивнушку — в том числе за едой. И ничего больше вокруг не работало! При этом нет ни одного разумного аргумента, чтобы не вернуть на платформы хотя бы тех же бабушек. Даже советская власть терпела их — пусть и со скрипом, — говорит Михаил Виноградов.
Надоедливые проводники — продажники
Перроны зачистили, но в поездах полно ненужной торговли.
Продажей, например, лотерейных билетов — занято, по совам эксперта, все свободное от выбрасывания котов время проводников.
— Не может быть, чтобы железные дороги не могли без этого справиться. В самолетах вот лотерейные билеты не предлагают — и летает все как-то, — удивляется политолог.
Помимо лотерейных билетов проводников вынуждают навязывать пассажирам различные продукты питания по неоправданно завышенной цене, сувениры и прочую продукцию партнеров.
Фото: 1MI
Про заборы и подступы к вокзалам
Антитеррористические меры на вокзалах и территории ЖД-станций пытаются воплотить в количестве, а не в качестве.
— Так, например, зачастую людей с тяжелым багажом заставляют наворачивать круги вокруг вокзала, чтобы найти вход. Выход к поездам организован также крайне неудобно — змейкой по туннелям из кордонов.
Нельзя говорить (даже в крупных городах) и о стандарте комфорта привокзальных парковок, — возмущается политолог.
Процедура досмотра порождает медленно двигающиеся очереди из нервничающих и опаздывающих людей. При этом производятся они по большей части формально.
— Однажды, возвращаясь из отпуска, я везла в чемодане тропические фрукты. И у сотрудника службы безопасности вокзала, стоявшего на досмотре, дважды сработал сигнал опасности. По инструкции он отнес чемодан на сканирование в специальный взрывоустойчивый «шкаф». Тревожный сигнал сработал и там. Сотрудник спросил, что внутри. Я ответила, что манго. Открывать и проверять чемодан, а тем более вызывать кинологов и взрывотехников он не стал, — рассказала «Новым Известиям» пассажирка Арина Шилова.
Проблемы с программой лояльности
Участников программы лояльности регулярно одолевает рекламный спам — различные предложения поучаствовать в опросах, якобы призванных помочь компании повысить качество их услуг. При этом, в половине случаев автоматическое начисление обещанных бонусов (можно оплачивать поездки в купе) не срабатывает. Пассажир должен самостоятельно следить за этим процессом. Приходится подолгу обращаться в техподдержку, звонить на «горячие» линии и добиваться начисления баллов.
Начислить себе баллы за поездку — возможно только строго спустя месяц и только в течение того же ограниченного месяца. Как будто все направлено на то, чтобы пользователь забыл о своих бонусах и они безвозвратно «сгорели».
Утверждается, что бывали случаи и продажи билетов по более высокой цене владельцам iPhone, чем покупателям через кассу или пользователям стационарных компьютеров и смартфонов.
Фото: 1MI
Увидеть море, но не умереть
Отдельная тема — это работа РЖД в период летних отпусков и южное направление компании-перевозчика.
Расписание, направление поездов, наличие свободных мест, ценообразование и сроки предварительной продажи (то за 90 дней, то за 45) билетов, правила их продажи… Все, по словам эксперта, — загадочно, а отсюда и сложности с планированием летнего отпуска.
— Резюмируя, «Российские железные дороги» — про то, чтобы ехать, но не про внутренний туризм, — подытожил свой обзор Михаил Виноградов.