Posted 30 января, 12:27
Published 30 января, 12:27
Modified 30 января, 12:35
Updated 30 января, 12:35
У оренбуржцев, со страхом ожидающих наступления 1 февраля — именно в этот день будет отменена старая нумерация маршрутов общественного транспорта и введена новая — все чаще возникает один простой вопрос: зачем вообще это нужно?!
Нет, понятно, что городу необходимы новые маршруты: он растет, меняется, и транспортные потоки необходимо перенаправлять. Поэтому некоторые маршруты нужно вводить «с нуля», некоторые менять до неузнаваемости… Но ведь многие маршруты (самые популярные у оренбуржцев) останутся такими же, как и были, точь-в-точь! Так зачем и переименовывать?
Давайте попробуем разобраться.
Понятно, что не все маршруты одинаково прибыльны. Например, автобусы, которые курсируют по Степному или Мертвому, загружены по полной и приносят хорошие деньги — пассажиров толпы, остановок много, на каждой садятся новые люди, и каждый платит за билет. А вот те, которые везут людей в Южный, не дают такого дохода: расстояния между остановками огромные, людей немного.
Поэтому и возникло мнение: а может, «бессмысленное перетряхивание» маршрутов — это попытка по-новому поделить рынок городских перевозок?
Косвенно эту теорию подтверждают слова директора Ассоциации перевозчиков Максима Фазуллина.
— Перевозчики сейчас оспаривают ряд пунктов в новом конкурсе… Администрация не имела права проводить новый конкурс, так как по закону предусмотрена процедура продления разрешения на работу, которой раньше все и пользовались. Новый конкурс можно провести только на новые маршруты. И для этого, по моему мнению, и затеяли всю эту историю с присвоением новых номеров, — рассказал он в интервью.
Директор ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» Елена Андрющенко, автобусы которой обслуживали маршруты 67 и 51, отметила, что подготовка к нынешним событиям началась очень давно.
— Это все делается целенаправленно с 2013 года. До 2013 года все частные предприятия постепенно улучшали свой парк. У меня предприятие ежегодно закупало 9-10, пусть ПАЗиков, но новых. А потом ситуация стала меняться не в нашу пользу, и частников стали выдавливать из бизнеса.
При этом, уверяет она, изменения негативно отражаются прежде всего на пассажирах.
— Лучше ехать в ПАЗике ухоженном, чем стоять и ждать новый большой автобус. Но им это невыгодно, им нужно, чтобы автобусы ходили очень редко, а люди в них забивались, как селедки в бочку. То, что сейчас происходит, на мой взгляд, это безобразие. Мне обидно за людей. Не за тех, кто пишет отзывы и комментарии, а за тех, кто каждый день пользуется транспортом, — прокомментировала Елена.
Что же касается новой маршрутной схемы, то здесь, уверен перевозчик, все подчинено одной цели: подготовить хороший старт для тех, кто будет заниматься перевозками в ближайшем будущем. Ведь все муниципальные предприятия, по закону, должны быть реорганизованы в ближайшие годы, то есть все они перейдут в частные руки.
— Сейчас для муниципальных предприятий, которые вскоре должны быть приватизированы, закупаются автобусы за бюджетные средства. Они станут частными, и у этого частника не будет конкурентов, — считает Елена Андрющенко.
По ее словам, сейчас многие частные перевозчики вынуждены просто покидать «наезженные» за несколько лет маршруты, чтобы уступить их муниципалам или другим частникам — то есть, опять-таки, речь идет о переделе рынка.
Некоторые оренбуржцы считают, что в городе могли бы существовать и дублирующие маршруты: скажем, и 67, и новый 80Н. Чтобы один перевозчик возил людей под своим номером, а другой — под своим, но по тому же маршруту. А пассажиры, мол, пусть сами выбирают, где обслуживание лучше, каким из них приятнее и удобнее пользоваться.
— Зачем убирать 67 маршрут? Поставьте свои 80Н и давайте посмотрим конкуренцию. И там, и там тариф по 30 рублей. Почему нет? — недоумевает Елена Андрющенко.
Но, как нам ответили в горадминистрации, оставить их не представляется возможным (подробно об этом мы рассказывали здесь).
Уже 1 февраля в Оренбурге начнет действовать совершенно новая схема движения общественного транспорта. Но вот в чем беда: сейчас, буквально за пару дней до таких радикальных перемен, выясняется, что люди практически не знают, какой из новых маршрутов куда ведет. За все время, что готовилась реформа, городские власти так и не смогли довести до оренбуржцев простую, в общем-то, информацию.
Впрочем, чиновники обещают, что к 1 февраля на каждой остановке появится наклейка с QR-кодом, и любой владелец смартфона сумеет легко разобраться. куда следует тот или иной автобус. Но пока наклеек почти нигде нет, да и как быть пожилым оренбуржцам, которые не слишком активно пользуются мобильным интернетом — тоже большой вопрос.