Posted 26 января 2024, 11:27
Published 26 января 2024, 11:27
Modified 26 января 2024, 11:29
Updated 26 января 2024, 11:29
Что с транспортом в Оренбурге что-то нужно делать, вряд ли кто-то станет спорить: автобусы ходят из рук вон плохо, в часы пик на остановках скапливаются гигантские очереди, «ПАЗики» и «ГАЗельки» то и дело залипают в почти московских пробках.
И вот мэрия Оренбурга приняла волевое решение: нужно провести реформу. Но дело не заладилось почти сразу: схему разрабатывали, потом признавали «сырой» и дорабатывали, потом пытались актуализировать… На все это направлялись огромные бюджетные деньги, из-за которых возникали скандалы, в них разбиралось УФАС и другие службы.
И вот теперь, наконец, будет поставлена точка: 1 февраля автобусы начнут ездить по новой схеме, разработанной местным университетом.
Но вот в чем беда: сейчас, буквально за пару дней до таких радикальных перемен, выясняется, что люди практически не знают, какой из новых маршрутов куда ведет. За все время, что готовилась реформа, городские власти так и не смогли довести до оренбуржцев простую, в общем-то, информацию.
Наш опрос в соцсетях показал: больше половины опрошенных не знают, на чем им теперь ездить, а 20% впервые слышат о нововведениях.
Сейчас на лобовых стеклах оренбургских автобусов можно увидеть по две таблички: с новым номером и с прежним — с припиской «по маршруту». То есть создается ощущение, что новые маршруты полностью дублируют старые. Тогда зачем нужно было менять нумерацию и путать людей?
Корреспондент 56orb задал это вопрос администрации и получил ответ: маршруты не дублируют, они все-таки новые.
Но тогда зачем вводить людей в заблуждение табличками «едет по маршруту»? Рассмотрим схему следования 68Н. Нет, это не одинаковые скриншоты внизу, а маршрут 68Н и 59 автобусов. Они полностью дублируют друг друга. Тогда в чем была необходимость давать ему новую нумерацию? Почему не оставить ту, к которой люди привыкли? И таких маршрутов, абсолютно идентичных, много.
Но есть и автобусы, которые ходят табличками «по маршруту», хотя в точности новый и старый маршруты друг друга не дублируют.
Например, автобус 66Н. Он идет с табличкой «по 45 маршруту». Но люди, которые привыкли добираться на нем, скажем, до онкодиспансера, теперь садятся на 66Н… и не попадают туда, потому что автобус сворачивает на улицу 60 Лет Октября и уходит по Луговой на улицу Мира. А конечная у него теперь не в 24 микрорайоне, а в поселке Ростоши. Но и это не все! Оказывается, до Ростошей-то они порой и не доезжают.
— Автобусы нового 66Н маршрута утром не желают ехать с конечной Ростоши, а трогаются от 23 мкр. Раньше 7 утра их в Ростоши нет, — прислал нам подписчик в чат-бот.
И таких примеров — масса.
Мэрия меньше, чем за неделю до окончательной отмены старых маршрутов опубликовала шпаргалку для горожан, где попыталась объяснить, по каким старым маршрутам будут ездить автобусы с новой нумерацией. Но не стала вдаваться в детали, а просто указала начальную и конечную точку следования. А там сами, горожане, думайте, на чем доехать, гадайте да спрашивайте у водителей, если успеете.
Ответ пассажиров не заставил себя долго ждать. В комментариях на чиновников обрушился шквал критики с предложением пересесть из персональных машин в автобусы.
— Треш… Что дальше? Предлагаю. Изъять у всех чиновников автомобили, которые их перевозят. А так же запретить им добираться до работы на личных авто. Только на маршрутках!!!!! И пусть только попробуют опоздать на работу!!! И с работы домой тем же маршрутом!!! И деток в школу и в детский сад, таким же способом, — написали нам в чат-бот.
Новая схема заставит жить по-новому не только пассажиров (которые, как считается, будут меньше времени проводить на остановках, но сами они в этом не уверены), но и перевозчиков. Что ждет их? Не останутся ли водители частных маршруток — и члены их семей — без средств к существованию?
Директор Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин считает, что администрация в данном случае просто ухудшает жизнь людям.
— Мы еще год назад говорили и писали в автобусах частных перевозчиков, что положение пассажиров ухудшится, количество транспорта уменьшается. Реформой у меня язык не поворачивается это назвать. В итоге, сделали двойные таблички и поменяли номера. Даже если посмотреть памятку, которая администрация города для пассажиров разместила, даже в этой памятке они, не стесняясь, в скобочках ставят старый номер. Новый номер соответствует старому маршруту, мы это понимаем. Да, маршруты некоторые изменились, добавились какие-то остановки и заезды в микрорайоны. Но всерьез называть это новыми маршрутами — это просто людей не уважать, — отметил Фазуллин.
При этом с 1 февраля на маршруты выйдут далеко не все перевозчики, которые раньше обслуживали город. А это значит, что количество автобусов резко сократится.
— Я уже знаю несколько перевозчиков, которые работают по так называемым новым маршрутам, и они уже сейчас сильно озадачены количеством машин на маршруте. С 1 февраля они обязаны будут уменьшить автобусы в соответствии с расстановкой, а они понимают, что этого делать нельзя, потому что не смогут обеспечить людей удобным интервалом. Есть перевозчики, которые зашли на маршруты, но у них нет своего транспорта вообще никакого.
В общем, ситуация и правда тревожная.
— Пока положительных моментов в том, что происходить, я не вижу вообще ни как пассажир, ни как человек, имеющих отношение к перевозкам, — подвел итог Максим Фазуллин.
Оренбург — не единственный город, где власти проводят транспортную реформу. Только вот где-то удалось сделать это быстро и безболезненно, а где-то люди до сих пор расхлебывают то, что заварили власти.
В этом небольшом (в 2 раза меньше Оренбурга по количеству населения) северном городе реформировать систему общественного транспорта взялись в прошлом году. И, как говорит журналист издания МуксунФМ Ефросинья Рамазанова, «люди взвыли».
— Власти заказали разработку новой схему у вроде бы ученых, питерской компании. Сумма была солидная, и исполнитель вроде бы солидный, только вот, когда мы стали разбираться, выяснилось, что опыта такой работы у него практически нет. Позитивного, во всяком случае: питерцы разработали такую схему для Ивановской области, но там посмотрели, ахнули — и не стали реализовывать. А наши власти решили воплотить все это в жизнь. И началось, — рассказывает Ефросинья.
Местные жители стали возмущаться: новая схема показалась им крайне неудобной: петербуржцы ввели сложные маршруты с пересадками, вскоре начались проблемы с длительным ожиданием транспорта (Ханты-Мансийский округ, климат не располагает к пребыванию на свежем воздухе).
— Главное, изначально заявлялось, что будет какой-то пробный период, чтобы люди привыкли, указали на недостатки. Но в итоге торги на право возить людей отыграли еще до того, как показали схему населению! На 7 лет вперед отыграли. Понятно, что ни о каких «пробах» речи не шло уже. Людям на их возмущение отвечали: перемены необходимы, схема 20 лет не менялась, так что тут без вариантов. Нет, что-то сейчас меняется в мелочах, но в целом живем, как питерские разработчики за нас решили.
В Омске транспортная реформа тоже оказалась очень болезненной. О том, как это происходило и к чему привело, рассказал главный редактор онлайн-издания Город 55 Алексей Гошкодер.
— Если оставить в стороне все юридические детали, произошло у нас следующее: муниципалы взяли под свой контроль центр города, выдавив частников на его окраины. При этом оказалось, что мэрия схватила вроде бы лакомый кусок, но не смогла его проглотить: даже в центре наладить нормальное сообщение ей не удалось, ресурсов не хватило, а желания оказалось слишком много. Им в итоге и подавились. Простой пример: если я не успел до 5 вечера сесть на муниципальный автобус в центре, то домой я раньше 9 часов я просто не попаду: все автобусы идут забитые битком. Ниппель: в центр приехать можно, только не ранним утром, а выбраться из него не получится уже вечером, — объясняет он.
Как вышло, что администрация не рассчитала собственных сил?
— Незадолго до реформы (которая по сути заключалась в запрете движения микроавтобусам по центральным улицам), муниципалитет закупил сразу сотню таких вот «микрачей» под названием «Луидор», все очень помпезно было обставлено. Считалось, что эти машинки, отечественные ГАЗы на базе «Мерседеса», исправят ситуацию в городе, и вот они-то будут возить людей по центру. Но что-то, конечно, пошло не так, и на днях выяснилось: эти хваленые «Луидоры» распродаются по цене в 5 раз дешевле, чем закупались. Эксперимент провалился, денег в бюджете нет, а люди теперь мерзнут на остановках.
В Волгограде люди уже шесть лет не могут привыкнуть к тому, что благодаря транспортной реформе прямых маршрутов стало намного меньше. О том, как все проходило, рассказал главный редактор сайта «НовостиВолгограда» Сергей Матанцев.
— Началось все в 2017 году и готовилось к Чемпионату мира по футболу. До этого практически все большие маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов обслуживали муниципальные предприятия. Частник обслуживал только маршрутки. Вдоль Волги две продольные магистрали охватывают весь город. Именно по ним-то и ходил практически весь транспорт, а маршрутки подхватывали те районы, куда автобусы не заезжали. Тогда длинные маршруты отметили и передали частному перевозчику. Они пригнали много автобусов новых, а муниципалы просто ушли.
Большой чехарда со сменой нумерации маршрутов не было: что-то убрали, что-то поменяли. Проблема была в течении двух месяцев, пока народ не привык. Только вот прямые маршруты сократили, создали пересадочные тарифы. Теперь добираются люди до дома намного дольше, чем раньше, так еще и обещанные несколько лет назад крупные пересадочные узлы не могут дождаться до сих пор.
Сейчас частный переводчик с рынка в Волгограде постепенно уходит, а маршруты вновь отходят городу. Администрация закупает новые автобусы, троллейбусы и электробусы. В целом, люди привыкают постепенно, но реформу эту приходится расхлебывать уже шесть лет подряд.
Но не все так мрачно. Позитивный опыт таки есть. Во всяком случае, так говорят наши коллеги из Новокузнецка. Алина Гурицкая, главный редактор сайта Атас.Инфо говорит, что в этом городе реформа прошла 5 лет назад. Было страшно и поначалу люди нервничали, но потом оказалось, что все в порядке.
— Реформа проводилась не постепенно, а разом, в один день. Волевым решением. Просто вчера автобусы ездили по одним маршрутам, а сегодня вдруг стали по другим. Конечно, был шум, были недовольные. Но недовольство это быстро прошло, буквально за несколько дней. Потому что люди увидели результат, — говорит Алина.
Право перевозить граждан новокузнецкие власти отдали «варягам» — компании из Петербурга. Она зашла в город со своими автобусами — все новые, все одинаковые, это чисто визуально выглядело красиво. И график движения питерцы выдерживали четко.
— Пассажиры быстро привыкли к новому уровню сервиса. Понятно, что местные перевозчики были недовольны, они лишились бизнеса, но горожане их не поддерживали: слишком яркой разница была между разномастными ГАЗельками и новыми теплыми автобусами. В Новокузнецк даже блогеры-урбанисты приезжали, делали фильм о том, что пассажирский транспорт действительно может быть комфортным, — вспоминает Алина.