Митрополит Петр приступил к руководству митрополией в начале 2024 года. В большом интервью «Южному Уралу» он отвечает на вопросы, интересующие православных нашего региона.
Почему сын кадрового военного выбрал религию.
По словам митрополита, из-за этого его отца уволили из армии. Командиры ругали его за то, что семья посещает церковь. Но он никогда не препятствовал.
Как совместить веру и науку.
Биолог по профессии (окончил МГУ), будущий архиерей работал в НИИ природно-очаговых инфекций в Омске и даже защитил кандидатскую диссертацию. В 1995 году, после смерти жены, он стал священником. В 2012 году принял монашеский постриг, и в том же году был избран епископом Калачинским и Муромцевским.
— В университет поступил, поскольку хотел изучать природу, которую чувствовал душой. Мечтал победить рак, еще что-то совершить. Романтика научного поиска с детства притягивала. Но уже на первом курсе, когда пошли какие-то засушенные препараты, глубокий интерес начал пропадать…
Вообще, архиерей (епископ, митрополит, патриарх) в православии — всегда монах. Обычно этот путь выбирают в юности, но есть и исключение. Таким исключением является и владыка Петр: у него была жена, есть уже взрослый сын, который сам стал священником.
На третьем курсе университета будущий митрополит женился. После получения диплома отправился в Омск, где в исследовательском институте занимался клещевым энцефалитом. Написал диссертацию по вирусологии, стал кандидатом наук.
Кардинально изменить жизнь и всю ее посвятить вере и церковному служению — такое решение нынешний митрополит принял после смерти супруги. Вот что он говорит о переломном моменте.
— У меня жена скончалась, когда мы с ней десять лет только прожили. Я собрался в монастырь. Поехал в Почаев, но батюшка мне сказал: «Сначала сына вырасти». Григорию тогда девять лет было. Вот я и растил… Когда он был в десятом классе, я стал священником. Поручили мне приход в Крутой Горке — это под Омском, я там сообща с местными жителями храм построил. А позже мы с сыном одновременно поступили в Тобольскую духовную семинарию, только он на очное отделение, а я — на заочное.
Как вспоминаются «лихие девяностые».
В переломное для нашей страны время владыка работал с трудными детьми в Омске. Он служил в храме при детском доме. Вот что он рассказывает об этом периоде своей жизни.
— Там дети были уже раненые, чего они только не повидали за свою маленькую жизнь! В мафию попадали, наркотики продавали, девочек вечерами на машинах увозили. Одна постоянно просила меня за нее помолиться — чтобы плохое не снилось. Дома она в атмосфере постоянных пьянок росла, и, кажется, маму на ее глазах убили. И тем не менее тягу к вере, к добру эти дети сохраняли, в воскресную школу на занятия сами приходили, а их любимым таинством была исповедь. Выстраивались в очередь, держа в руках листочки со списками своих грехов. Я зачитывал эти листочки, потом рвал, и хмурые лица сразу начинали светиться радостью.
Спорт служению не помеха?
Спорт всегда присутствовал в жизни священнослужителя. С ранних лет он занимался туризмом, ходил с сыном в походы. Сплавлялся на байдарках с прихожанами по горным речкам. А не так давно у него появилось новое увлечение — лыжи.
— Четыре года назад меня впервые затащили на гору на лыжах — боялся до смерти, но вот теперь стащить не могут… Плаваю на байдарке, только теперь с моторчиком. Это, кстати, плохо, погрести бы надо — спорт добавляет сил. Я, правда, занимаюсь, но маленько: гантели поднимаю, упражнения разные выполняю, бегаю. Уже посмотрел — здесь прекрасная набережная, есть где тренироваться.
Мало того, митрополита не пугает ледяная вода. Освятив воду в иордани на Урале в свое первое Крещение в Оренбурге, он сам первым пошел в купель.
Работы впереди много.
О целях и задачах, которые ставит перед собой на время служения в Оренбургской епархии, митрополит отвечает немногословно: работы много.
— Задачи известны и неизменны — сохранять и преумножать церковь, молиться не только о тех, кто в храм ходит, а вообще обо всех, в том числе и о наших воинах. И на фронте ведь сегодня много служителей церкви, и погибло их немало. Воины говорят, священники очень нужны, потому что требуется духовная поддержка.