Многие оренбуржцы хотя бы краем уха слышали об одном из лидеров Белого движения, атамане Оренбургского казачьего войска Александре Дутове. Однако мало кто знает, что казаки из наших приуральских станиц под натиском красных частей были вынуждены переселиться в чужой Китай, где долгие года сохраняли быт дореволюционной России.
Смена власти после революции 1917 года в Оренбургской губернии произошла бескровно: рычаги управления регионом достались социалистам, и поначалу это почти никем не оспаривалось. Однако вскоре казаки, бывшие в царской России сословием привилегированным, стали проявлять недовольство новой властью.
Атаман Дутов выступил против новой власти еще декабре 1917 года: он отправил командирам казачьих частей призывы к восстанию, однако возвращающиеся с фронта Первой мировой казаки отказывались снова воевать.
Противопоставить красным Дутов тогда мало чего мог, и в последний день января 1918 года его выбили из Оренбурга. Дутов поехал в Верхнеуральск, где планировал мобилизовать антибольшевистские силы. В середине апреля атаман с ближайшими соратниками ушел в Тургайские степи.
Однако недовольство новой властью в казачьей среде росло. 4 апреля 1918 года жители нескольких станиц совершили набег на Оренбург.
Этот эпизод стал очень кровавым, причем пострадали и гражданские лица. В советские времена считалось доказанным, что в момент нападения на казармы казачьего юнкерского училища, где находились красногвардейцы, белоказаки расправились не только с мужчинами, но и с двумя женщинами и пятилетней девочкой (одни говорят, что так случилось, потому что они напали ночью и не разобрались в темноте, кто попал под шашку, другие видят в этом намеренную жестокость).
Уже летом красные отряды на территории губернии были разбиты. В июле Дутов приехал в Оренбург и возглавил Оренбургское казачье войско.
Непродолжительное время войско Дутова успешно боролось с красными. Решающая схватка произошла в сентябре 1919 года, когда белых разгромили под Актюбинском. Весной 1920 года Александр Дутов с остатками своего войска ушел в Китай. Туда отступили гражданские беженцы и Семиреченская армия атамана Анненкова.
Массово оседать в Китае оренбургские казаки стали с 1920 по 1922 годы.
Многие из них работали на чайных плантациях в Ханькхоу, в Шанхае, Тяньцзине, Мундене и других городах, собирали хлопок, резали сахарный тростник. Главной проблемой русских был нестабильный заработок и высокая конкуренция со стороны китайцев. Далеко не всем русским удавалось обустроить свою жизнь мирно, приходилось работать инструкторами и наемниками в китайской армии.
Большой поток русских эмигрантов обосновался в «российской провинции» — китайском городе Харбине, находящемся на северо-востоке государства. В 1920–1924 годы численность русской эмиграции в городе была значительной, указано в статье «Русские эмигранты в Харбине после Октябрьской революции 1917».
Важно отметить, что русские, по политическим причинам эмигрировавшие в Харбин, смогли сохранить уникальный культурный код. Фактически, китайский город был преимущественно русским.
— В это время создавались новые литературные произведения, появлялись общества, объединявшие представителей творческих профессий. Харбин стал центром музыкального образования, причем не только для русских эмигрантов, но и для местного населения. Многие известные китайские исполнители получили образование именно в музыкальных заведениях «русского Харбина», — указано в статье.
В начале 1920-х китайский город больше напоминал российскую провинцию. Русские архитекторы возводили в Харбине величественные здания: от храмов до издательских домов (было построено около трех десятков православных церквей, а также школы, вузы и жилые дома). Интересно, что в городе появлялись учебные заведения всех уровней. В Харбине выходила русская периодика. Воспоминания участников Белого движения о военных действиях были отражены в книгах.
Редакция 56orb.ru выяснила, что одним из самых известных храмов, построенных в китайском городе в русском стиле, являлся Свято-Николаевский собор, находившийся на главной площади Нового Харбина — Соборной площади. В годы «культурной революции» строение было уничтожено.
Интересно, что китайские историки считали собор «архитектурной драгоценностью».
Еще один любопытный факт: смешение стиля модерн и старорусских традиционных, а также новых направлений в русской архитектуре в Харбине просуществовало до конца 1930-х годов, дольше, чем в самой России. В этом стиле, например, было построено здание Торгового дома Мацура, который находился на углу Китайской и Пекарной улиц.
Таким образом, и сейчас, построенные здания в русском архитектурном стиле в Харбине продолжают жить, создавая своеобразие архитектурного ландшафта города.